Борис Минц приведет в Россию американскую сеть коворкингов

коворкинг

Международная сеть WeWork в ближайшие полгода может открыть в Москве свой первый коворкинг — офисное пространство нового типа. Партнером американцев выступает российский миллиардер Борис Минц.

Пространство нового типа

Глобальная сеть WeWork намерена до весны 2018 года выйти на российский рынок, рассказали РБК менеджеры четырех консалтинговых компаний в сфере недвижимости, а также источник, близкий к O1 Properties Бориса Минца. WeWork, стоимость которой оценивается более чем в $20 млрд, ищет площадки вместе с O1 Properties, уточнили два собеседника РБК. По их информации, стороны, в частности, обсуждают возможность открытия коворкингов в принадлежащем O1 бизнес-центре «Белая площадь» возле Белорусского вокзала.

Компанию WeWork интересуют помещения преимущественно в пределах Садового кольца площадью от 2,5 тыс. до 4 тыс. кв. м, знает партнер Cushman & Wakefield Михаил Миндлин. По его словам, всего WeWork планирует открыть в Москве до десяти коворкингов.
«Мы всегда смотрим на все основные рынки, но в настоящее время ничего конкретного про Москву сказать не можем», — заявила РБК представитель WeWork Каппи Вильямсон. В O1 Properties отказались от комментариев.

В коворкинге не сдаются в аренду традиционные офисы и рабочие места, а продается право на пользование пространством, в котором реализованы различные варианты рабочих зон — переговорные, лобби наподобие гостиничного, кафе и т.п., объясняет директор отдела офисных помещений CBRE Елена Денисова. «Это скорее приятная креативная среда, где работник может выбрать, что ему нужно в конкретный момент, — рассказывает эксперт. — При этом все расходы на обслуживание рабочего пространства берет на себя владелец коворкинга».

Партнеры из списка Forbes

Компания WeWork была создана в Нью-Йорке в 2010 году. Сегодня в ее управлении 229 офисов в 53 городах и 16 странах мира, говорится на сайте компании. В Восточной Европе WeWork еще не представлена.

За время существования компания, по данным Forbes, привлекла более $2,5 млрд от таких крупных международных инвесторов, как Goldman Sachs и Softbank. Состояние ее совладельца Адама Ньюмана Forbes оценивает в $2,6 млрд (814-е место в глобальном рейтинге миллиардеров), а стоимость WeWork — в $21 млрд. Для сравнения: капитализация базирующейся в Швейцарии International Workplace Group, чьи акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, 12 октября 2017 года приближалась к £3 млрд (под одним из своих брендов Regus компания предлагает в том числе услуги коворкинга в разных странах, включая Россию).

Свои финансовые показатели WeWork не раскрывает. В 2014 году в презентации для инвесторов компания сообщала, что ее выручка по итогам того года достигнет $121,4 млн, а EBITDA — $38,2 млн. В августе 2015-го в новой презентации WeWork утверждала, что к 2018 году ее выручка составит $2,9 млрд, а операционная прибыль — $942 млн. Доступная отчетность британского подразделения WeWork, однако, свидетельствует о том, что бизнес пока убыточен. В 2016-м при выручке £60,9 млн операционный убыток равнялся £8,7 млн.

Основной владелец O1 Properties, российского партнера WeWork, — Борис Минц (в рейтинге российского Forbes он занимает 72-е место с состоянием $1,3 млрд).

Коворкинг vs офис

Сейчас в Москве насчитывается около 70 коворкингов на 4 тыс. мест, говорит Константин Королев, руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp (входит в Becar Asset Management Group). Коворкинг обычно дешевле офиса сопоставимого качества и локации на 15–50%, утверждают в Becar. Например, в среднем год аренды офиса площадью 100 кв. м в бизнес-центре класса B+ обойдется компании примерно в 1,3 млн руб., а коворкинг на десять мест — в 1,1 млн руб. Ценность коворкинга не только в более низкой стоимости аренды, но и в том, что резидент получает гораздо больший выбор функциональных зон, добавляет Королев.

Основатель кадрового агентства Pruffi Алена Владимирская называет три причины, по которым популярность коворкинга в России будет расти. Даже крупные компании сегодня привлекают удаленную рабочую силу, так как это дешевле и дает больший выбор персонала. Кроме того, крупные компании позволяют сотрудникам в какие-то дни работать из дома. А поскольку многие не могут работать из дома, коворкинги становятся очень востребованны, объясняет Владимирская. Наконец, по ее словам, в целом растет количество стартапов.

Количество желающих работать удаленно постоянно увеличивается, говорит директор по маркетингу HeadHunter Ольга Мец. В этом году на сервисе более 1 млн резюме разместили соискатели, которые хотели бы и готовы работать в таком режиме. В 2015 году доля таких резюме составила 8,5% от общего числа, в 2017 году — уже 12%, отмечают в HeadHunter.

Вакантность бизнес-центров класса А внутри Садового кольца, которые были бы потенциально интересны подобной WeWork сети, составляет около 16%, указывает директор департамента консалтинга и оценки S.A. Ricci Александр Морозов. По его мнению, собственники такой недвижимости, сотрудничая с коворкинговыми сетями, не только заполняли бы свободные площади, но и диверсифицировали бы риски и пул арендаторов за счет нестандартного клиента.

Если инвестиции в бизнес-центр окупаются в среднем, по данным Cushman & Wakefield, за десять лет, то инвестиции в коворкинг, по оценке Becar, — за 2–5 лет за счет большего числа клиентов.

Новый дивный офисный мир

Первый коворкинг открылся в Сан-Франциско в 2005 году. К концу 2017 года в мире будет действовать 13,8 тыс. коворкингов против 11,3 тыс. в 2016-м, количество работающих в них людей вырастет с 835 тыс. до 1,2 млн человек, прогнозируют в Becar.

Источник: rbc.ru

Поделиться!