Онлайн изменит ритейл

диджитал

Довольно скоро эти изменения будут значительными, а впоследствии кардинальными, считает Елена Маслова, старший консультант, руководитель направления по работе с многофункциональными проектами в отделе торговых помещений CBRE в Москве

Онлайн технологии и всевозможные digital-решения уже давно вошли в нашу обыденную жизнь. Но, поднимая глаза от смартфона или планшета, мы видим вокруг себя привычные здания, магазины и офисы. О том, как ритейл встраивается в новые реалии, рассказала «Интерфаксу» Елена Маслова, старший консультант, руководитель направления по работе с многофункциональными проектами в отделе торговых помещений CBRE в Москве.

Эксперт отмечает, что онлайн уже начал вносить свои изменения и в городской пейзаж, постепенно меняя узор операторов торговых коридоров (стрит-ритейла), бизнес центров, и торговых центров. Сервисы, которые посредством перехода в онлайн могут снизить транзакционные затраты для бизнеса и для клиентов, уже начали мутировать, постепенно переводя свои операции в цифровое пространство, и постепенно снижая количество занимаемых офисных/торговых площадей. Полный переход в онлайн пространство, как показывает практика, не так эффективен, свидетельством чему является появление физических магазинов изначально чистых e-commerce структур (Юлмарт, KupiVIP, Wikimart и т.д.).

Этот процесс займет несколько лет и в результате сильно изменит структуру арендаторов, среди которых будет расти доля операторов с высокой эмоциональной составляющей бизнеса, компаний сферы развлечений. Внутри ТЦ будет увеличиваться количество мест для отдыха, для занятий спортом и творчеством, зоны общественного питания. С другой стороны, магазины, имеющие присутствие онлайн, все больше будут трансформироваться в формат «потрогать и почувствовать» (от англ. “touch and feel”).

Наиболее наглядно данные процессы происходят в стрит ритейле. Среди операторов, традиционно выбирающих торговые коридоры для размещения офисов продаж, этот тренд наиболее значим в банковском и туристическом сегментах.

Доля арендаторов этих сегментов снизилась с 8% в 2015 году до 6% в 2016 году, этот процесс продолжится после небольшого всплеска интереса со стороны банков в ближайшее время к помещениям стрит ритейла, которые освободились в результате отзыва лицензий. В перспективе ближайших двух-трех лет банки будут переориентироваться на онлайн-банкинг, либо офисы без персонала меньшего размера, что приведет к дальнейшему сокращению доли банковского сегмента в структуре площадей стрит ритейла.

Туристические агентства испытывают трудности на фоне развития сервисов по бронированию отелей и жилья (Booking.com, Airbnb.com) и билетов (Anywayanyday.com), и постепенно уходят в онлайн. Уже сейчас в сегменте покупки билетов доля онлайн транзакций в России составляет 77%, в сегменте бронирования гостиниц — 65%. Кроме того, девальвация сильно подорвала туристическую отрасль: по данным 2GIS только за 2015 год закрылось 14% отделений туристических агентств.

Наиболее активно уходящий в онлайн сегмент – фэшн ритейл, в структуре операторов стрита за последние 2 года снизился с 8% до 5%, причем стоит отметить, что из магазинов фешн индустрии в торговых коридорах в центре Москвы остались только магазины одежды и обуви верхней ценовой категории.

Проникновение онлайн технологий оказывает влияние не только на операторов торговых коридоров, но и на крупные коммерческие объекты. В новых торговых центрах изменения идут сразу по нескольким направлениям: снижается доля фешн-галереи – в среднем с 50% до 35%, растет доля ресторанов – в среднем с 5% до 10-15%, а развлечений – с 10% до 15%. Все больше теряет в весе традиционный развлекательный якорь – кинотеатр, так как поход в кино активно вытесняют онлайн кинотеатры и просмотр фильмов дома на экранах гаджетов или на домашнем кинотеатре. По данным Невафильм Research, уровень кинопотребления снизился в 2015 году до 1,96 раза в год на душу населения в городах, где есть кинотеатры, и до 1,19 раза в целом по стране (в 2014-м показатели составили 2,03 и 1,21 соответственно)

В России любая трансформация занимает больше времени, поэтому не стоит ожидать, что торговля резко перейдет в онлайн пространство. По нашим прогнозам доля онлайн торговли в общем объеме увеличится с текущих 4% до 6% через три года.

Но если где-то убыло, то где-то и прибыло. Например, онлайн-решения вызвали появление нового оператора, который уже становится довольно массовым арендатором как в стрите, так и в торговых и в бизнес центрах. Это пункты выдачи заказов.

Поделиться!