Рестораторам необходимо уделять особое внимание условиям аренды — эксперты

ремстораны

Эксперты в области ресторанного бизнеса, предприниматели и представители Департамента по конкурентной политике Москвы рассказали в ходе заседания Конкурент клуба, который регулярно проводят власти столицы на ВДНХ, с какими проблемами сталкиваются рестораторы, какие помещения предлагает город бизнесу и с какими рисками можно столкнуться при аренде квадратных метров.

Ресторанный рынок Москвы переживает сейчас не лучшие времена: средний чек падает, потребитель переходит в более демократичные форматы. Правильно выбранное помещение повышает шансы рестораторов на развитие бизнеса. Эксперты в области ресторанного бизнеса, предприниматели и представители Департамента по конкурентной политике Москвы рассказали в ходе заседания Конкурент клуба, который регулярно проводят власти столицы на ВДНХ, с какими проблемами сталкиваются рестораторы, какие помещения предлагает город бизнесу и с какими рисками можно столкнуться при аренде квадратных метров.

Рынок в кризисе

Как отмечает руководитель агентства «Рестконсалт», владелец ресторанов «Мясо&Рыба»  Сергей Миронов, ресторанный рынок продолжает падать.

«Вообще ресторанный рынок часто испытывал кризисы и падение, но после этого все поднималось. Сейчас падение самое затяжное. Средний чек продолжает падать несколько лет, потребитель уходит в более демократичные форматы», — говорит Миронов.

Однако, несмотря на непростую экономическую ситуацию, он планирует открыть в Москве 30 ресторанов и 12 ресторанов в регионах. «Я полностью перешел на российскую продукцию, у меня импортного остались какие-то мелочи. Мясо полностью российское, также есть прекрасная отечественная рыба. Но основная проблема состоит в том, что отечественные повара не умеют с ней работать», — признаётся Миронов.

По его словам, конкуренция на ресторанном рынке очень обострилась. «Нельзя просто взять и что-то приготовить, надо сделать что-то интересное. Надо ориентироваться на гостя, а не на гастрономический конкурс», — считает ресторатор.

Директор по ресторанному консалтингу компании «Уникальные технологии» Самсон Аджемян советует рестораторам уделить максимальное внимание арендной ставке и условиям ее изменения. «Надо уделить внимание такому моменту, как фиксированная арендная ставка. Если не удалось добиться таких условий, то владельцам ресторанов не позавидуешь. Если вы четко не оговорили условия аренды, то владелец может ее поднять. Также стоит прописать условия улучшения помещения, в частности ремонта. Новичкам лучше не жадничать и обратиться за советом к профессиональным  юристам, которые помогут правильно составить договор аренды», — обращает внимание Аджемян.

По мнению основателя сети BB&Burgers Ивана Кукарских, лучшее место для старта ресторанного бизнеса — помещения в пригороде или в спальных районах города. «Мы начинали с московского загорода. Там живут обеспеченные люди, а ставки могут быть ниже, чем в центре города, раз в 6-7, а количество людей может быть и меньше, но такой конкуренции там нет», — рассказывает Кукарских.

Создатель мультибрендовой сети кафе Restamama Евгения Доронина в свою очередь считает наиболее удачным для открытия точек общественного питания в парковых зонах. «Для меня было понятно, что начало большого тренда — это то, что люди пойдут в парки, и Парк Горького не единственный, за ним откроются ВДНХ и Сокольники. Когда я придумывала идеи для парка, я изучала конкурентов и тех, кто закрывался и уходил, пыталась понять, что было не так», — указывает Доронина.

Член Федерации рестораторов и отельеров России, директор по развитию коммерческой деятельности и сервису ОАНО «Новая Школа» Константин Кривошонок в свою очередь рекомендует рестораторам не забывать о стандартах размещения предприятий общественного питания в жилых домах.

«Важно понимать, что есть такие риски, как потребительское рейдерство, — предупреждает  Кривошонок. — Если вы откроете хороший проект, вас могут «закрыть» ваши же соседи. Если вы берете помещение, не пригодное для открытия бургерной, стрит-фуда, а это трендовая ниша для ближайших пяти лет, то вы представляете, какой идет запах. Жители домов будут жаловаться на запахи, шумы, тараканы. Стандарты размещения предприятий общественного питания никто не отменял в нежилых помещениях жилых домов».

А председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по качеству деловых услуг в сфере франчайзинга Екатерина Скареднова-Вайс прогнозирует, что в сфере общепита в ближайшее время будет расти огромными темпами рынок франчайзинга.

«Франчайзинг, по моему опыту, можно назвать одним из лакомых кусочков. А на всем рынке франчайзинга лакомым кусочком является рынок общественного питания. Самая дешевая франшиза на рынке стоит 300 тысяч рублей», — говорит Скареднова-Вайс.

Что предлагают рестораторам

По словам начальника отдела привлечения и сопровождения инвестиций столичного департамента по конкурентной политике Василия Калинкина, большинство объектов, которые предлагаются городом для приобретения на торгах, являются объектами свободного назначения, так что нет никаких ограничений для развития бизнеса.

Как правило, предлагаемые площади для покупки или аренды расположены на нижних этажах в домах жилого назначения и здесь инвесторам приходится выбирать, где можно без проблем  и ограничений развивать свой бизнес, и при этом не отрицательно влиять на комфортность проживания жильцов в доме. «Ежедневно город предлагает порядка 3 тысяч объектов, которые можно использовать для развития бизнеса, начиная от покупки собственного дома, квартиры и заканчивая большими крупными объектами, которые размещаются рядом с ТПУ, и крупными торговыми центрами», — рассказывает Калинкин.

Условия покупки объектов можно найти на инвестиционном портале города Москвы, напоминает он.

Как поясняет чиновник, рестораторам предлагаются помещения площадью от 50 до 4 тысяч квадратных метров.  На первых этажах зданий предлагаются помещения площадью от 30 до 500 квадратных метров. Также есть и отдельно стоящие здания, которые могут быть использованы для ресторанного бизнеса. Например, бизнесу предлагается выкупить у города помещения площадью 1,3 тысячи квадратных метров на Проспекте мира, стоимость двухэтажного здания — 145 миллионов рублей.

«По нашим наблюдениям более 60% объектов, предлагаемых городом для долгосрочной аренды на 10 лет, которые выставлялись на нашей площадке, были реализованы по стартовой цене с учетом того обстоятельства, что на приобретение объекта была подана всего одна заявка», — говорит Калинкин.

На Мичуринском проспекте город предлагает помещения в аренду — 300 квадратных метров в отдельно стоящем здании на 10 лет. В качестве ещё нескольких интересных лотов под аренду, Калинкин также приводит помещение площадью 360 квадратных метров в Московском зоопарке и сразу несколько предложений в Гостином дворе под общественное питание, которые сдаются в аренду на 5 лет хозяйствующими субъектами без права выкупа.

Кстати, успешные кейсы сотрудничества ресторанного бизнеса с властями Москвы уже есть. К примеру, предприниматель Алексей Васильченко вполне доволен своим опытом покупки помещений у столицы и надеется его продолжить. «В 2015-2016 годах я купил у города четыре объекта недвижимости, в 2017 году я купил два и еще два я планирую купить. Сейчас капитализация объектов, которые я приобрел, за два года составила порядка 60 миллионов рублей», — говорит Васильченко.

Источник: riarealty.ru

Поделиться!