Российский рынок fit-out ожидает активное развитие

прайдекс

Рынок fit-out услуг в России начал набирать популярность в 2000-х годах, когда в стране начали возводиться качественные объекты офисной недвижимости. Пик развития услуг по разработке дизайна и рабочего проекта помещений, инженерному оснащению и финишной отделке офисов пришелся на начало экономического кризиса. Сергей Кудрявцев, управляющий партнер компании PRIDEX, в интервью редактору портала Zdanie.info рассказал о последних тенденциях и перспективах рынка, а также о том, в каком состоянии находится fit-out сегодня.

— Как экономический кризис повлиял на рынок fit-out? Изменились ли приоритеты и предпочтения арендаторов? 

— Безусловно, экономический кризис внес существенные коррективы в состояние рынка fit-out. Последние несколько лет компании, арендующие офисы, шли по пути оптимизации затрат, что отразилось на организации всего офисного пространства. Арендаторы московских офисов стали отдавать предпочтение рациональным решениям, благодаря которым сокращаются расходы на содержание офисов и создаются максимально комфортные условия06 для эффективной работы сотрудников.

Что касается международных компаний, то для них ситуация сложилась весьма удачно. В связи с падением рубля и удешевлением стоимости аренды они смогли себе позволить переехать в новые бизнес-центры с более выгодными расположением и площадью.

Клиентов fit-out услуг можно условно разделить на две группы: международные и российские компании. Крупные международные компании, воспользовавшись ситуацией на рынке, инвестировали в качественные fit-out проекты, либо охотнее соглашались на реновацию. В ходе строительства объектов они стали использовать самые лучшие инженерные системы и отделочные материалы, а также соглашались на смелые дизайнерские решения. Российские компании, в свою очередь, стали больше экономить, выбирая более бюджетные аналоги отделочных материалов и инженерных систем.

— Какие материалы, решения и типы офисов пользуются наибольшим спросом в текущей ситуации? Насколько изменились данные тенденции за последние несколько лет?

— Экономический кризис вынудил собственников бизнес-центров повышать качество своего предложения. В частности, девелоперы стали предлагать офисную недвижимость с готовой отделкой, которую удобно адаптировать под итоговый дизайн-концепт арендаторов. Это позволило заказчикам избежать значительных единовременных затрат, так как стоимость интерьера распределилась на общий срок аренды.

Среди заказчиков fit-out наибольшей популярностью пользуются универсальные, компактные планировки, позволяющие оперативно адаптировать офисное пространство. Арендаторы стали тщательнее подходить к вопросам затрат на неэффективные офисные помещения. Таким образом, основным трендом в развитии офисных интерьеров стало уплотнение рассадки сотрудников.

— Какова средняя стоимость отделки офиса на сегодняшний день? 

— Для того, чтобы корректно ответить на этот вопрос, необходимо учитывать классификацию офисных помещений. Условно их можно разделить на такие классы, как «люкс», «средний» и «эконом».

Офисы «люкс», как правило, размещаются в зданиях бизнес-центров класса А+. Офисы среднего класса находятся в бизнес-центрах А или А+. Офисам класса «эконом» характерны здания бизнес-центров В и В+.

Средняя стоимость отделки офиса класса «люкс» составляет от 80 000 до 120 000 рублей за кв. м. Стоимость отделки офиса «среднего» класса варьируется в пределах 50 – 65 000 рублей за кв. м. Офисы класса «эконом» стоят от 35 000 до 45 000 рублей за кв. м.

— На каких позициях отделки офисных площадей арендаторы отныне предпочитают экономить?

— Многие арендаторы, оптимизируя затраты, отказываются от эмоциональных и исключительно имиджевых решений при реализации проекта. Еще несколько лет назад при строительстве нового офиса компании выбирали отделочные материалы и инженерные системы от ведущих европейских производителей, не уделяя особого внимания их стоимости. На сегодняшний день, прежде чем принять окончательное решение, клиенты собирают информацию. Они запрашивают образцы от разных производителей, долгое время их сравнивают, оценивают отзывы и выслушивают рекомендации, посещают построенные офисы и шоу-румы.

— Каким образом можно оптимизировать затраты на отделку офиса?

— Можно выделить два уровня оптимизации: планировочный и точечный. При планировочной оптимизации концепция офиса разрабатывается по принципу open-space, что позволяет сэкономить и разместить большее количество рабочих мест. Для оптимизации затрат используется мобильное, открытое рабочее пространство, которое без особых усилий и финансовых вложений можно адаптировать под задачи клиента. К примеру, в зоне open-space используются специальные рабочие станции, предназначенные для работы сотрудников с незакрепленными местами, которые позволяют сократить площадь рабочих мест.

Точечная оптимизация подразумевает выбор более бюджетного оборудования и материалов от восточно-европейских, российских или китайских производителей. Например, все реже в проектах можно встретить зоны с использованием таких дорогостоящих материалов, как мрамор, гранит или дерево.

— Какие компании являются Вашими основными клиентами?

— Пул заказчиков PRIDEX условно можно разделить на несколько категорий. Это российские и международные коммерческие компании, а также государственные структуры, которые начали масштабную компанию по оптимизации расходов на офисную недвижимость. Заказчики анализируют текущие расходы, изучают современные возможности и все чаще решаются на новые проекты, в рамках которых стремятся использовать все последние наработки в области офисных интерьеров.

К примеру, многие наши постоянные клиенты – это девелоперы, которые предлагают арендаторам готовое офисное помещение с отделкой. Они создают единую дизайн-концепцию, легко адаптируемую под пожелания заказчика, подбирают оптимальные по стоимости и качеству отделочные материалы и инженерное оборудование.

— С какими основными проблемами сталкиваются архитекторы, разрабатывая проекты офисов?

— В процессе разработки и реализации офисного интерьера архитекторы сталкиваются с разнообразными проблемами. К примеру, сложности проекта могут быть связанны со спецификой здания или сжатыми сроками, в которые необходимо не просто уложиться, а создать дизайн-концепцию нового офиса высокого уровня.

— Какие перспективы ожидают рынок fit-out в России?

— Важность качественного офисного интерьера была осознана рынком коммерческой недвижимости относительно недавно. Сам рынок подобных услуг по большому счету только формируется. Поэтому, на наш взгляд, российский рынок fit-out в ближайшие 20-30 лет ждет активное расширение.

Благодаря привлекательным условиям аренды и выгодной стоимости офисных помещений, представители государственного сектора проявили значительный интерес к рынку коммерческой недвижимости. Учитывая масштабность таких компаний и их запросы на качественные здания, подобная активность должна оказать позитивное влияние на ситуацию на рынке коммерческой недвижимости.

 

PRIDEX является строительной компанией, с 2008 года осуществляющей полный цикл услуг по fit-out — проектированию, строительству и инженерному оснащению объектов коммерческой недвижимости. Портфолио компании насчитывает более 500 000 кв. м высококачественных коммерческих объектов, реализованных для российских и иностранных организаций. Это более 250 офисов класса А+, А и В, премиальных апартаментов, фитнес-клубов, ресторанов и детских тематических центров. 

Источник: zdanie.info

Поделиться!