Татьяна Шараева: «Актуальные тренды рынка аренды мини-офисов»

Татьяна Шараева, управляющий партнер MEETING POINT — первой в России компании в формате executive office space, расскажет  об изменениях на российском офисном рынке и форматах офисов.

— Татьяна Николаевна, как вы считаете, как может измениться рынок офисной недвижимости России в ближайшие 10 лет?

Уверена, что рынок изменится кардинально. Скажу даже больше, нас ждет революция в подходе к аренде офисной недвижимости. Уже сейчас очевидно, что наибольшим спросом будут пользоваться офисы с обслуживанием. Фактически «система одной подписи», когда клиент ставит свою подпись на договоре аренды, и далее не заботиться ни о чем, кроме, как вовремя оплачивать счета, а арендодатель берет на себя выполнение всех функции по обслуживанию клиента, начиная от клининга и озеленения, и заканчивая доставкой еды в офис и прочими необходимыми сервисами, станет доминирующей на рынке. Собственно, предвидя, этот тренд я и решила организовать свой бизнес в подобном формате.

Сами посудите, ведь собственнику офисного здания или бизнес-центра выгоднее передать вакантные площади в управление профессиональной компании-оператору недвижимости, которая будет предоставлять комплекс услуг по сдаче/аренде помещений, обслуживанию и другим организационно-техническим моментам, чем самому постоянно присутствовать в данном процессе, тратя на это время и средства.

Тем более, что опыт западных коллег, показывает уверенный рост популярности формата бизнес-пространств, в которых помимо максимального сервисного обслуживания, интегрируются элементы социального контента. А как известно, что популярно на Западе сегодня, то будет мейнтстримом в России завтра. Поэтому офисные помещения, где есть только стены, пол и потолок, не смогут соответствовать возросшим запросам клиентов. Собственникам, так или иначе, придется кардинально менять подход к арендному бизнесу и принимать во внимание модные тенденции рынка.

— Чем обусловлено развития коворкингового пространства на сегодняшний день?

Если говорить о Москве, то сегодня мы наблюдаем интересный период – взрывообразный рост малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, который к тому же, активно поддерживается городскими властями, в частности ГБУ «Малый бизнес Москвы», с которым мы активно сотрудничаем.

Формат коворкинг предполагает максимальную ценовую лояльность-всем известно, что малый бизнес на начальном этапе не может позволить себе аренду дорогих офисов- и возможность краткосрочной аренды без серьезных финансовых гарантий. Соответственно, предприниматели, у которых есть необходимость в аренде рабочего места или мини-офиса, подогревают интерес со стороны собственников к данной категории клиентов. Мы наблюдаем классически случай, когда спрос порождает предложение, в связи с чем, количество коворкингов в одной только Москве растет в геометрической прогрессии и будет расти дальше.

— Спортивные арендаторы это модная тема сейчас – спортивная составляющая в офисном проекте необходима, по Вашему мнению?

Спортивная составляющая не просто необходима, но обязательна. Мода на здоровый образ жизни захватывает все больше людей. Учитывая данную тенденцию, мы открыли фитнес-зал с тренажерами в нашем деловом пространстве. Клиенты могут пользоваться залом в любое удобное время, как для совместных занятий спортом, так и пригласить личного тренера для индивидуальных тренировок.

По себе знаю, что очень тяжело куда-то ехать после окончания продуктивного рабочего дня, да еще и по московским пробкам, гораздо удобнее, когда все «под рукой». И, кстати сказать, после открытия спортивного зала, мы получили много благодарных отзывов от наших постоянных клиентов.

— Насколько важно местоположение бизнес-центра в городе?

Конечно же, это один из основных оценочный показателей. Для меня, например, локация в центре равно удобно, а это важно, и я объясню почему. В свое время для одного издания мы делали материал на тему «Второй офис», где как раз описывали ситуацию, которая сложилась на рынке в период кризиса 2014-2015 года, когда компании сокращали расходы и для основного офиса выбирали более дешевые площади в удаленных районах, тем самым сокращая операционные расходы, а статусные встречи проводили на нейтральной территории, с удобным расположением в центре города и наличием всех сопутствующих сервисов.

Казалось бы, с одной стороны мы видим некий вектор перераспределения площадок для открытия новых бизнес-центров и технопарков, например, за МКАД, но, с другой стороны, на деле престиж, удобство и комфорт все же остаются преференциями центрального месторасположения.

— Удобство подъезда к зданию и наличие парковки на каком месте должно стоять при выборе локации?

«А что у вас с парковкой?» — второй по популярности вопрос клиента после вопроса о цене. И когда в ответ он слышит «все в порядке» это сильно повышает шансы того, что клиент останется с нами.

Тем, кто пользуется общественным транспортом, фактор удобства и шаговой доступности метро также важен — помимо того, что такая локация позволяет сокращать расходы компаний работодателей на логистику, например, не нужно арендовать специальные маршрутки для того, чтобы довезти сотрудников до офиса, так еще и для самих сотрудников компании это благо – чем меньше времени тратиться на дорогу, тем больше можно успеть сделать более полезных дел.

От гостей нашего делового пространства мы довольно часто слышим, что удобство расположения и транспортная доступность останется трендом на все времена, ведь на деле видно, что половина потенциальных клиентов отсекается транспортными сложностями. Как я уже упоминала ранее, с этими проблемами, например, сталкиваются современные технопарки, которые при всей актуальности модным тенденциям, теряют часть аудитории из-за расположения за пределами МКАД.

— Возможность подобрать оптимальную площадь офиса – можно рассматривать как преимущество бизнес-центра?

Оптимальную площадь можно подобрать, только если в инфраструктуре объекта есть дополнительное пространство, которым арендатор может воспользоваться по необходимости, например, клубный этаж с переговорными, лаунжем, конференц-залами. В противном случае будут потери в бюджете из-за расходов на содержание этих площадей. Тут я снова предлагаю вспомнить кризис – в первую очередь сокращали расходы на содержание таких вот площадей, отказывались от пространств, которыми пользовались не на постоянной основе. Как раз на этот самый период и пришлось начало роста популярности организации бизнес-центра с подобной инфраструктурой.

— Адекватная арендная ставка – из чего она складывается?

По моему мнению можно выделить четыре основных составляющих – рынок для зданий определенного класса, удобство расположения, инфраструктура и уровень отделки помещения. Если говорить о рынке, то есть определенные базовые рыночные критерии, которые определяют ценность продукта. Удобство расположения, о чем мы говорили с вами ранее, также влияет на ставку, т.к. даже при наличие в непосредственной близости транспортных узлов, например, станции метро, можно идти от метро до бизнес-центра пятнадцать минут, а можно пять, а то и ехать на других видах транспорта, и это, согласитесь, уже разные «весовые категории». Под инфраструктурой я понимаю наличие или отсутствие определенных опций в перечне услуг, которые предоставляет собственник офисного пространства. Ну, и уровень отделки помещения, а также наличие и качество ремонта.  Цена аренды в бетоне, с отделкой эконом вариант или премиум – все варианты кардинально отличаются и имеют разную стоимостную оценку.

— На сегодняшний день современный внешний вид здания имеет вес при выборе нового офиса?

О вкусах не спорят, но, наверное, все-таки скажу да, внешний вид имеет значение. И скорее тут речь идеи не об архитектурном стиле, хотя конечно же, для многих и стиль имеет значение, кому-то нравится классика, а кому-то модерн или деконструктивизм, но скорее о качестве внешнего вида. Здание должно идти в ногу со временем, будь то даже бизнес –центр в историческом особнячке, оно должно быть статусным, аккуратным, подкреплять имидж компании, которая в нем располагается.

— Наличие релакс-зоны как преимущество или непозволительная роскошь?

Конечно, преимущество. Уже не первый год крупные рекрутинговые компании, такие, как HeadHunter, проводят исследования на эту тему, и результаты показывают, что большинство сотрудников отдают предпочтение работе в офисах, где есть релакс-зоны. И наличие таких зон даже становится значимым конкурентным преимуществом в пользу бизнес-центра.

В подтверждение от себя могу добавить, что наши клиенты тоже активно пользуются бизнес-гостиной (лаунжем) с кофе-баром, где в течение плодотворного рабочего дня можно немного отвлечься, в комфортной обстановке выпить чашечку ароматного кофе под расслабляющую музыку и пообщаться с коллегами.

— Какие изменения Вы наблюдаете в подходе к организации работы в бизнес-центрах?

По большому счету я уже ответила на этот вопрос. Но, как подытог нашей беседе, могу выделить несколько основных концепций – гибкий офис, hot desks, когда столов меньше, количества сотрудников, и сотрудники занимают любой свободный, и наличие клубного этажа.

Да, и в дополнение еще скажу, что собственники сейчас хотят работать с теми, кто даст им максимальную загрузку с минимальными затратами, ведь любой бизнес, прежде всего, нацелен на получение прибыли. Но, в отличие от других сфер, сегодня в коммерческой недвижимости нужно помимо сухих математических расчетов оценивать актуальные lifestyle тенденции, ведь офис – это рабочая среда со своим микроклиматом, которая чутко реагирует на социальные доминанты, моду и потребности потенциальных арендаторов.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…