Дмитрий Михайлов, AKTIVO: Для коллективных инвестиций в недвижимость логичней использовать закрытый паевой фонд

— Дмитрий, можно ли с помощью краудфандинга продать объект дороже? Краудфандинговый проект предполагает продажу объекта пулу инвесторов, финансовые возможности которого гораздо шире. Ведь чем дороже объект, тем дольше приходится ждать покупателей. Каждый риелтор знает, что сроки экспозиции дешевых объектов гораздо меньше просто потому, что покупателей, располагающих нужной суммой, на рынке больше. Краудфандинг предполагает, что каждый инвестор участвует в проекте, вкладывая приемлемую для него сумму в приобретение долей в объекте. Один из несомненных плюсов работы с краудфандинговым проектом заключается в том, что продать объект можно выгоднее, чем единоличному покупателю. Тем не менее в любой ситуации имеются свои подводные камни. Сейчас, к примеру, на рынке практикуется краудфандинговая схема, предусматривающая выделение площадей в объекте и распродажу их по отдельности (в данный момент так продается, к примеру, один офисный центр на окраине Москвы). Дело в том, что такое дробление зачастую оказывается не слишком выгодным для покупателей. Ведь у многочисленных собственников  всегда могут возникнуть противоречия при управлении объектом, при этом каждый из них будет самостоятельно распоряжаться своей частью здания и определять арендатора. Конфликты интересов неизбежны. В результате такой краудфандинговый проект может не состояться, а собственник так и не продаст свой объект коммерческой недвижимости. На мой взгляд, для осуществления коллективных инвестиций в недвижимость логичней использовать формат закрытого паевого фонда, который предполагает возможность  участия в проекте любого количества инвесторов, но управляет объектом одна управляющая компания, что исключает возможность возникновения ситуации deadlock при проведении сделки и дальнейшем управлении объектом. Ведь паи фонда коммерческой недвижимости — это ценная бумага, которая обладает большей ликвидностью, чем доля в объекте (ее легче купить и продать). Формат ЗПИФ использует, в частности, и наша площадка, которая, несмотря на молодой возраст, в скором времени завершит уже третью краудфандинговую сделку по продаже объекта коммерческой недвижимости.

— Насколько быстро проходят сделки с краудфандинговыми проектами? Сроки проведения сделки — это, пожалуй, главный минус при работе собственника с краудфандинговой площадкой. Любому краудфандинговому проекту нужно время на то, чтобы собрать пул инвесторов и оформить с ним взаимоотношения. Если мы имеем дело с выделением долей, посредник (организатор краудфандингового проекта) должен найти покупателя на каждую из них и оформить свидетельство о покупке. В случае если собственниками объекта становятся пайщики ЗПИФ, заниматься оформлением десятков свидетельств о собственности не нужно. Как показала практика, для оформления взаимоотношений с инвесторами нашей площадки требуется около трех месяцев. Впрочем, собственник, то есть продавец объекта, вправе заключить с посредником договор, в котором оговариваются сроки проведения сделки и предусматривается штраф за их несоблюдение.

— Может ли посредник при проведении краудфандинговой сделки не довести ее до конца (не собрать инвестиционный пул)? В теории такое возможно. Например, посредник представит инвесторам объект, однако не найдет нужного количества покупателей. Тем не менее продавец коммерческой недвижимости может обезопасить себя от подобного развития событий. Как мы уже говорили, все дело в договоре. Если собственник столкнется с ситуацией, когда его объект не продан в срок, он получит компенсацию и вернет объект себе. Посредник же останется в убытке. Однако наша площадка, к примеру, сначала формирует лист ожидания инвесторов, поэтому практически исключены ситуации, когда нам не удается вовремя собрать пул инвесторов на объект.

— Может ли краудфандинговая площадка разрешить такую ситуацию, когда у собственников объекта недвижимости имеются разногласия по вопросам продажи объекта? Да. И это несомненный плюс краудфандинговых сделок. Приведу пример. Три собственника владеют одним объектом коммерческой недвижимости, но их бизнес раздирают противоречия: один не хочет продавать недвижимость, планируя получать от нее доход, второй хочет продать, но только если хорошо заплатят (по десятилетней окупаемости объекта), третий хочет продать, и быстро, так как ему нужны деньги на развитие нового бизнеса. Кстати, подобные ситуации случаются довольно часто. Продажа с помощью краудфандинга на площадке AKTIVO позволяет решить эту проблему. Объект переводится на баланс ЗПИФ, собственники объекта становятся владельцами 100% паев фонда. Каждый из них может поступить со своей долей по своему усмотрению. Скажем, один через площадку быстро продает паи (например, по девятилетней окупаемости), второй тратит на это больше времени, но продает по десятилетней окупаемости, а третий — сохраняет долю за собой и остается совладельцем помещения.

Источник: cre.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Результаты первой донорской акции O1 Properties

В начале 2024 года компания O1 Properties, крупнейший собственник бизнес-центров класса А в Москве, объявила о запуске благотворительной донорской акции, направленной на поддержку людей, нуждающихся в крови. Первое мероприятие серии состоялось 6 февраля в бизнес-центре «Вивальди Плаза» в Москве.

Четыре корпуса жилого комплекса «Метрополия» получили разрешение на ввод

Компания MR Group получила разрешение на ввод четырех домов этапа 1.2 второй очереди жилого комплекса «Метрополия». В корпусах «Афины», «Стамбул», «Сингапур» и «Гонконг» общей площадью 79,4 тыс. кв. м девелопер построил 726 квартир (37 тыс. кв. м жилья) и 242 апартамента (9,4 тыс. кв. м).

Arendator.ru: Коммерческие помещения Басманного района лидируют по инвестиционной привлекательности

В границах Садового кольца экспонируются почти 140 арендных лотов, которые представляют интерес в качестве объектов для инвестирования. Каждый третий из них может окупиться за 7-12 лет. Больше всего подобных предложений зарегистрировано на территории Басманного района. На это указывают результаты мониторинга, проведенного специалистами портала Arendator.ru.

Bright Rich | CORFAC International: Bright Rich | CORFAC International: «Воробушек» арендовал склад площадью 5 600 кв. м в складском комплексе «Технопарк Горки Ленинские»

Логистический оператор «Воробушек» и «Технопарк Горки Ленинские» подписали соглашение об аренде склада площадью 5 600 кв. м в южном направлении Москвы. Bright Rich | CORFAC International выступила консультантом сделки.

Авито Работа: треть россиян принципиально ищут работу только рядом с домом

В ходе опроса 2 000 респондентов аналитики Авито Работы выяснили, что для трети (34%) работающих россиян вопрос локации крайне важен, поэтому они ищут работу только рядом с домом. Чаще всего об этом говорили женщины (38% против 30% среди мужчин). Еще 54% считают расстояние до работы…

Morrow Group: Немецкий ведущий производитель системных решений для электромонтажа новый арендатор Art Gallery Business Park

Немецкий ведущий производитель системных решений для электромонтажа, работающий на мировом рынке с 1911 года, арендовал офисное помещение общей площадью 386 м2 в бизнес-центре «Art Gallery Business Park», который расположен по адресу: Кировоградская улица, 23 А.

В RRG открыто направление загородной недвижимости

Консалтинговая компания RRG объявляет о запуске направления загородной недвижимости. Новое подразделение будет оказывать полный комплекс консалтинговых услуг для девелоперов и владельцев земельных участков – определение наилучшего использования и стратегии развития, анализ конкурентов и аудитории, разработка концепции и продукта, маркетинговые и ГИС-исследования, инвестиционный анализ, стратегия продвижения и организация продаж и т.д.

«Метриум»: Самые успешные девелоперы апартаментов Москвы по итогам 2023 года

Суммарная выручка 10 самых успешных девелоперов апартаментов Москвы по итогам 2023 года составила 79,8 млрд рублей, подсчитали аналитики «Метриум». По сравнению с 2022 годом показатель вырос на 24,7%.

Компания PIONEER завершает устройство спортивного кластера на юге Москвы

Кластер для активного отдыха и занятий спортом займет 2,6 тыс. кв. м в границах жилого квартала LIFE Варшавская, расположенного рядом со станцией метро «Варшавская». Большая спортивная площадка будет доступна как для резидентов проекта, так и для жителей района Москворечье-Сабурово. Автор концепции благоустройства территории и спортивной инфраструктуры — команда Basis architectural bureau.

IBC Real Estate: Большинство офисных служащих выбирая работу смотрят на офис

Аналитики IBC Real Estate провели опрос жителей Москвы с целью выявления предпочтений существующих и потенциальных сотрудников компаний и выяснили, что для 83% офисных сотрудников место работы выступает одним из ключевых факторов при выборе работодателя, для 47% из них – это главный приоритет.