договор аренды

Елена Малиновская: «Наш рынок офисной недвижимости уже перешел из количественного роста в рост качественный»

Елена Малиновская, директор по аренде управления недвижимости компании Millhouse, о взаимоотношениях собственников и арендаторов офисных помещений.

Самый главный инструмент во взаимоотношениях арендатора и арендодателя – это договор аренды, который подписывается обеими сторонами добровольно, с возможностью вести переговоры и согласовать условия, удовлетворяющие обе стороны, Следующие 5-10 лет каждая сторона будет следовать и выполнять именно эти условия. Наряду с этим во взаимоотношениях арендатора и арендодателя должен сохранятся паритет и уважение друг другу. При соблюдении этих ключевых моментов и станет возможным плодотворное сотрудничество на долгие годы.

— Но договор нужно еще как-то заключить. Есть ли тут какие-то точки преткновения?

Безусловно есть. С первого дня знакомства, когда собственник и потенциальный арендатор решили двигаться вместе к подписанию договора аренды, чаще всего их позиции разнятся. И собственно цель проведения переговоров – это найти именно те точки соприкосновения, которые в будущем будут работать на обе стороны. Начинать переговоры необходимо с согласования коммерческих условий. Ведь именно здесь встречается больше всего разногласий: собственники хотят больше, а арендаторы готовы платить меньше. И тут каждая из сторон принимает решение, как и на сколько она готова менять свои позиции и идти на компромисс. В этой связи ситуация на рынке также имеет ключевое значение. К примеру, на данный момент рынок предлагает большой выбор офисных помещений, тогда у арендаторов появляется больше инструментов влияния на собственника. В случае обратной ситуации собственники могут быть более настойчивыми и твердыми в своих условиях. Но не стоит забывать про свободный выбор обеих сторон, каждая из которых может отказаться от переговоров и выйти из сделки.

— По вашим наблюдениям все участники готовы садиться за стол переговоров?

И со стороны собственников, и со стороны арендаторов есть такие игроки на рынке, которые занимают жесткую позицию в отношении каких-то определенных аспектов. Допустим, арендаторы очень часто могут говорить, что «у нас есть только такой бюджет и ни копейки больше мы выделить не можем», или «нам важно, чтобы договор аренды мог быть автоматически продлен или досрочно закончен. Это не обсуждается, это требования штаб-квартиры. Если мы этого не получим, мы не сможем сесть в ваше здание». Очень важно такие позиции озвучить изначально, чтобы обе стороны понимали и адекватно взвешивали ситуацию.

Есть ситуации, когда собственник занимает очень жесткую позицию. Особенно это было распространено в 2000-х в популярных торговых центрах, когда их было намного меньше. Если торговый центр был очень востребован среди арендаторов, то он мог позволить себе диктовать условия подписания договора аренды. Например, были прецеденты, когда договор аренды даже не обсуждался. То есть арендатор подписывает договор, как есть, либо он не садится в торговый центр. Сейчас, конечно, такие ситуации очень редки. Арендодатели в силу экономических влияний стали более гибкими.

— А сейчас зависит отношение между собственниками и арендаторами от класса бизнес-центра. Или только речь идет о компании

Как правило, в «А» классе более профессиональные собственники, которые занимаются этим многие годы неслучайно. Они или строят, или покупают именно с целью эксплуатации здания. Такие собственники точно знают, какой контингент арендаторов к ним приходит —  профессиональные крупные международные компании, которые требуют к себе особого внимания и подхода. В объектах «С» класса собственники могут быть менее профессиональны именно в том плане, что сдача в аренду помещений не является их основным бизнесом или у них долговременного опыта. Зачастую они предлагают в аренду бывшие фабрики или какие-то другие непрофильные помещения. Но все-таки каждый отдельный собственник, бизнес-центр – это индивидуальная история. В любом классе могут встречаться профессионалы и игроки с меньшим опытом. Поэтому много зависит именно от людей, а не от классности здания.

— Есть ли вопросы, в которых вы не готовы к диалогу?

Мы давно работаем в этой сфере и у нас уже сформировалась определенная система в отношении всех наших бизнес-центров и договоров аренды. Есть определенные позиции, которые мы не можем менять в силу того, что эта система просто перестанет работать. Поэтому мы всегда стараемся объяснить арендатору, почему в конкретной ситуации мы должны поступить так, а не иначе, для чего это нужно и как это работает.

— Есть ли какие-то примеры?

Распространенный пример, который встречается у каждого арендодателя — это система учета коммунальных расходов. Как правило, у каждого владельца офисной недвижимости есть конкретная система учета, которая действует для всех зданий или, по крайней мере, в пределах одного задания для всех арендаторов.  Поэтому, когда приходит новый арендатор и хочет оплачивать все по-другому в этой ситуации менять систему для одного арендатора очень сложно. Здесь мы объясняем, как мы работаем, снимаем все вопросы арендатора, и, как правило, все заканчивается пониманием.

— В дальнейшем, развитие отношений собственников и арендаторов каким будет? Внешне факторы какие могут повлиять?

Во взаимоотношениях арендатора и арендодателя важно внимательное отношение каждой стороны друг другу. Недостаточно просто подписать договор аренды и после не видеться друг с другом. Коммуникация должна продолжаться и после подписания договора аренды. У арендаторов возникают разные моменты в процессе срока аренды, например, связанные с финансовым положением компании, дальнейшими планами, неожиданным или плановым сокращением или расширением штата. Собственник и арендатор должны быть в постоянном конструктивном диалоге и пытаться решать все возникающие вопросы. Таким образом, и арендатор, и арендодатель делают свою жизнь более комфортной и долгосрочной в пределах одного здания. Частые переезды никому на пользу не идут, никому они не нравятся. И весь мировой опыт развития рынков недвижимости показывает, что успешные стабильные компании сидят по несколько десятков лет в одном здании.

Наш рынок офисной недвижимости уже перешел из количественного роста в рост качественный. Девелоперы перестали бездумно строить сотни тысяч квадратных метров офисных площадей. На это в том числе повлиял и кризис. Но, тем не менее, это пошло на пользу рынку. Так как остаются более профессиональные игроки. Они уделяют большее внимание качеству строительства, продумывают здания и соответствующе относятся к арендаторам. Все это делает рынок только более профессиональным.

Источник: cre.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…