Коммунальный офис: как выстраивается иерархия мест в open space

Массовое переселение сотрудников московских офисов в open space, наблюдавшееся в течение последних нескольких лет, уже не считается чем-то оригинальным. Подобные решения стали реакцией компаний на нестабильную экономическую обстановку, вынудившую бизнес сокращать расходы на офисы и принимать меры для увеличения эффективности персонала. Стоит отметить, что традиции российского подхода к организации рабочего пространства оказали значительное влияние на этот процесс. Несмотря на приоритетное положение open space и принятый в качестве лейтмотива режим экономии, компании сохранили естественные потребности в разноформатных рабочих местах, отличающихся друг от друга площадью, приватностью и наличием систем хранения. Вместе с тем сокращение личного пространства в открытой части офиса сформировало устойчивый спрос на дополнительные площади комфорта — то есть помещения для работы, требующей концентрации, проведения мозговых штурмов, телефонных переговоров.

При разработке требований к новому офису компании все чаще отказываются от концепции, предусматривающей помещения для индивидуальной работы, в пользу единого открытого рабочего пространства. Такой принцип становится все более популярным и в ряде случаев создает новые причудливые форматы офисных корпоративных интерьеров. Если офисы пяти-семилетней давности можно сравнить с гостиницами, где в каждом номере присутствуют все удобства, то современные офисы больше похожи на хостелы, где за человеком закреплено лишь спальное место, тогда как остальная инфраструктура общественная. Кабинеты в open space Инициаторами интеграции кабинетов в open space являются международные компании, которые экспериментировали с офисными концепциями: оставляли кабинеты прерогативой топ-менеджмента, лишали помещения дверей, выделяли их стеклянными перегородками и так далее. На сегодняшний день подобная практика перенята большей частью арендаторов, которые стали активно адаптировать западный подход к рассадке персонала к российским реалиям. Однако одной из ключевых задач, которую выполняла кабинетная система в российских компаниях, — эффективная иерархия персонала — была недоступна для open space в классическом формате. В итоге многие компании пошли нестандартным путем — перенесли принцип кабинетной системы в open space, что привело к появлению нескольких уровней рабочих мест в открытых рабочих зонах, отличающихся по площади в несколько раз. Статистические данные планировок офисных помещений, построенных за последние два года, свидетельствуют о том, что более половины новых офисов предусматривает иерархию в open space.

Негласная классификация рабочих мест в open space выделяет наиболее престижные станции, расположенные в угловых частях современных офисных башен с панорамным остеклением. Как правило, здесь располагаются места топ-менеджеров. Они обосабливаются мебельными группами, системами хранения и акустическими ширмами. В ряде случаев подобное рабочее место обустраивается отдельным управлением системой кондиционирования. В результате как по площади, так и по технической «начинке» подобное рабочее место ничем не уступает классическому кабинету, единственным отличием от которого является отсутствие стен. Менее престижные рабочие места можно разделить на несколько форматов. Для руководителей отделов и ключевых сотрудников выделяются около 10–20 кв. м с расположением у окон и высоким уровнем естественного освещения. Принцип рассадки сотрудников учитывает их статус и интенсивность взаимодействия с другими отделами. Большинство линейных менеджеров находятся в равных условиях. Их рабочие места площадью 6–12 кв. м, как правило, размещаются в центре зоны open space или по периметру помещения. Самые непопулярные рабочие места у проходов или в хот-десках отдаются временным сотрудникам компании или стажерам. Переговорные и рекреация Вместе с кабинетами в open space приходят и общественные зоны, тем самым компенсируя сотрудникам дефицит личного пространства.

Кадровая политика компаний, направленная на повышение эффективности труда, исходит из того, что все типы производственных совещаний, планерок и любых контактов с коллегами должны происходить непосредственно в рабочей зоне рядом с рабочим местом. В связи с этим в open space начали активно встраивать небольшие полуобособленные зоны для переговоров и отдыха. Рациональный принцип использования площади офиса задействует также и неэффективные помещения — различные уголки и проходы, которые ранее не имели функционала, обустраиваются в качестве мини-переговорных или комнат для общения по телефону. Также используется пространство между рядами рабочих мест, что делает open space более комфортным и повышает уровень коммуникации между сотрудниками из разных отделов. Благодаря интеграции общественных зон в open space снижается загруженность классических переговорных — многие вопросы, требующие коллегиального обсуждения, решаются в open space. За счет этого динамика бронирования переговорных падает, что позволяет сократить их долю в офисном интерьере в пользу локальной инфраструктуры, которая более востребована и обходится компаниям дешевле. Зоны, отведенные под рекреацию, представлены в виде разноформатных площадок для индивидуальной работы или неформального общения. Это могут быть разнообразные мягкие группы: кресла, пуфики, диваны и кушетки; звукоизолированные будки для телефонных разговоров; беседки; стилизованные кофе-поинты, порой больше напоминающие стрит-ретейл, нежели функционирующий офис. Офис — гибкая среда, динамично реагирующая на экономический фон, ситуацию на рынке недвижимости и труда, развитие IT-индустрии и тенденции моды, но в то же время испытывающая серьезное влияние со стороны традиций организации бизнеса. Российские компании все чаще используют международный опыт и выбирают офисы с открытыми рабочими зонами, но при этом сохраняют ярко выраженный российский характер со свойственной ему твердостью и оригинальным подходом.

Автор: Сергей Кудрявцев управляющий партнер Pridex

Источник: realty.rbc.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…