аналитика рынок офисных помещений коммерческая недвижимость Москвы

Офисный рынок Москвы. Ставки и перспективы.

Аналитики компании ILM рассказали журналистам CRE, что происходило на офисном рынке Москвы в 1 полугодии.
 
Объем офисных площадей, введенных в эксплуатацию Суммарная арендная площадь качественных бизнес-центров Москвы по итогам 1 полугодия 2016 г. превысила 184 000 кв. м. Совокупный объем рынка качественных офисных помещений превзошел отметку в 19,2 млн кв. м. Структура общего объема распределения площадей по классам сохраняется:  21% этих помещений составляет класс А (4,1 млн кв. м), 38% — класс Б+ (7,3 млн кв. м), остальное относится к объектам класса Б- (7,8 млн кв. м). На открытом рынке для реализации доступно 74 000 кв. м. из общего количества 103 000 кв. м. офисных площадей, введенных в эксплуатацию. Таким образом, за счет нового строительства общий объем рынка офисных помещений в Москве в течение шести месяцев увеличился всего на 0,9%. Для объектов класса А прирост составил 1,5%, для класса Б — 0,8%. В течение 1 полугодия 2016 г. в эксплуатацию было введено менее половины объема нового строительства аналогичного периода 2015 г., из них более половины относится к классу Б+. Это оказалось рекордно низким показателем полугодового ввода за последние 10 лет. 
Крупнейшими объектами, введенными в эксплуатацию в течение 2 квартала, стали: 1-я фаза бизнес-парка G10 (офисной площадью 30 000 кв. м) и 2-я фаза бизнес центра «Отрадное» (офисной площадью 25 300 кв. м). Процесс децентрализации территориального распределения ввода новых объектов сохраняется. Весь объем нового предложения в 1 полугодии 2016 г. пришелся на удаленные от ЦАО территории. «По нашим ожиданиям, до конца 2016 г. на рынок будет введено еще не более 400 тыс. кв. м. Причем на 50% общий объем ожидаемых к вводу площадей в текущем году будет сформирован из объектов, строительство по которым в условиях высокого уровня невостребованных помещений и ограничения привлечения финансирования было перенесено с 2015 г. на 2016 г. В некоторых случаях собственники замораживают стройку и откладывают ввод здания в эксплуатацию в ожидании якорных арендаторов. Все это может привести к снижению темпов прироста новых площадей в ближайшие 3 года, когда объемы ввода могут стать минимальными», — комментирует Екатерина Волкова, руководитель Отдела исследований и анализа рынка ILM.
 
Поглощение офисных площадей Суммарный объем чистого поглощения по итогам 1 полугодия 2016 г. почти в 4 раза превышает показатель за аналогичный период 2015 г. и составляет 146 тыс. кв. м. Это почти в 4 раза превышает показатель за аналогичный период 2015 г. Однако стоит отметить, что высокое значение показателя за 1 полугодие сформировано несколькими крупными сделками в объектах класса А/Б+ в течение 1 квартала – сделка ВТК по покупке башни «Евразия» и сделка с Мэрией Москвы по покупке 55 000 кв. м. в башне «ОКО». Во 2 квартале показатель продемонстрировал отрицательное значение. На фоне продолжающегося высвобождения площадей в классе Б-, чистое поглощение в среднем по рынку составило -42 тыс. кв. На рынке продолжается тенденция миграции арендаторов в качество, в дешевеющие офисы класса А/Б+. На фоне снижения ставок аренды компании продолжают переезжать в высококачественные здания, оставляя незанятыми помещения классами ниже. Об этом свидетельствует отрицательное значение показателя в классе Б-. В свою очередь, самые крупные сделки первого полугодия прошли с офисами без отделки, поэтому фактическое высвобождение занимаемых в настоящий момент помещений состоится позднее, что также даст отрицательный вклад в общий объем чистого поглощения. Структура спроса по профилю компаний-пользователей офисных площадей сохраняется в течение последнего года практически без изменений. Основным потребителем качественных офисных помещений остаются компании сферы услуг. В течение квартала количество запросов со стороны таких компаний выросло на 2 п.п, до 23% на конец июня 2016 г. Уверенный спрос продолжают демонстрировать компании производственного сектора, на их долю приходится около 17% от всех запросов. Количество запросов со стороны компаний финансового сектора продолжает уменьшаться, в течение квартала показатель снизился на 2 п.п., упав до 4%. 
Ключевыми сделками во втором квартале стали: покупка «Легион II» ГМК «Норильский Никель» (29 684 кв. м.), покупка одного из корпусов бизнес-парка «Солюшнс» (с подземным паркингом общей площадью 18 840 кв. м и арендуемой площадью 15 388 кв. м.) группой «Риотэкс» (консультантом сделки выступила компания ILM), аренда «МФЦ Газойл» компанией «Про Грэс» (7000 кв.м.), аренда БЦ «Кругозор» компанией Rolf (4755 кв.м.) и др.
 
Уровень вакантных площадей На московском рынке офисной недвижимости по итогам 2 квартала незанятыми остаются 3,2 млн кв. м. Снижение чистого поглощения во 2 квартале привело к увеличению доли вакантных площадей по сравнению с концом 1 квартала. По итогам июня уровень свободных помещений во всех классах увеличился на 0,7 п.п. Тем не менее вакантность в среднем по рынку в течение 1 полугодия снизилась на 0,2 п.п. Наиболее значимыми ожидаемыми объектами в 2016 г. являются: «IQ-Квартал» класса А на Пресненская наб., 11 (108 623 кв.м.); «Федерация-Восток» класса А на Пресненская наб. 12 (82 000 кв.м.); «Неополис» класса А (Киевское ш., 3 км от МКАД – 56 700 кв.м.); БЦ «Оазис» класса А на Коровий Вал ул., 3 (28 775 кв.м.) и др.
 
Средние запрашиваемые базовые ставки аренды В течение июня на фоне снижения курса доллара некоторые собственники помещений класса А повысили заявленную стоимость аренды. Также на увеличение среднего уровня ставок аренды по таким объектам повлияло изменение структуры предложения: высококачественные помещения по более низким ставкам пользуются наибольшим спросом и постепенно уходят, оставляя незанятыми площади стоимостью выше. Таким образом, средние заявленные ставки аренды на объекты класса А по итогам второго квартала вернулись к уровню начала 2016 г. и составили 32 000 руб. за кв. м в год. В объектах класса Б+ и Б- средняя стоимость аренды в рублях в течение квартала не изменилась и сохранилась на уровне 17 000 руб. за кв. м в год и 13 000 руб. за кв. м в год соответственно. Полугодовое снижение составило 11% для каждого класса. Также арендаторы тщательно изучают все дополнительные операционные расходы, которые могут повлиять на итоговую стоимость аренды помещения, а также стоимость аренды парковочного места. Стоит отметить, что наиболее дорогая аренда парковочного места — в ЦАО. 
 
Максимальные скидки, которые предлагали собственники индивидуально, сдавая в аренду большие помещения, составляли до 30%. «За последние годы страна потеряла около 5-6 млн рабочих мест. Тенденция на сокращение рабочих мест сохраняется, что не позволит в ближайшие годы резко сократить вакантность площадей. Основной тренд, который будет происходить в ближайшие годы — это миграция в качество и постепенное вымывание наиболее знаковых, качественных объектов класса А, собственники которых вынуждены снижать ставки. Вакансия будет увеличиваться в тех объектах, собственники и девелоперы которых в момент пикового спроса шли на компромиссы, связанные с качеством строительства, инфраструктуры, инженерии и т.д. Эти территории рано или поздно станут заброшенными, именно там и сосредоточится вакансия», – считает Дмитрий Мыслин, Управляющий Партнер ILM.
 

Источник: http://www.cre.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

PIONEER в 2023 году увеличил продажи до 44 млрд рублей

PIONEER реализовал более 135 тыс. кв.м коммерческих и жилых площадей. Продажи девелопера составили 44 млрд рублей: по итогам 2023 года данный показатель компании вышел на докризисный уровень.

Серия донорских акций от O1 Properties

O1 Properties, крупнейший собственник офисной недвижимости класса А в Москве, объявляет о запуске важной благотворительной инициативы – серии донорских акций, которые будут проходить в течение 2024 года. В рамках данного проекта запланировано 6 мероприятий, первое из которых состоится
6 февраля 2024 года с 10:00 до 12:30 в бизнес-центре «Вивальди Плаза».

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.