ТПУ откроют новые возможности для развития ритейла в Москве

Согласно данным Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, всего в столице до 2020 года планируется построить 196 капитальных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), за счет которых удастся разгрузить столичные магистрали и существенно улучшить транспортную ситуацию в городе. Одним из девелоперов, проявивших наибольший интерес к строительству транспортных хабов, стала группа компаний «Ташир». В интервью РИА Новости первый вице-президент «Ташира» Саркис Карапетян рассказал, как транспортно-пересадочные узлы смогут улучшить жизнь москвичей.

На прошлой неделе были объявлены результаты открытых  конкурсов на право строительства восьми транспортно-пересадочных узлов в Москве, организатором которого выступило АО «Мосинжпроект». «Ташир» выиграл право стать застройщиком трех из них, а до этого, в августе, ваша структура победила в торгах по ТПУ «Селигерская». Расскажите, чем вызвана необходимость строительства этих объектов? — В современном мире скорость передвижения играет ключевую роль, особенно в крупных мегаполисах, каким сегодня стала Москва. Мобильность, безопасность, наряду с быстрой пересадкой с одного вида транспорта на другой, — в итоге  сокращение времени в пути и комфорт передвижения определяют многое. В этом отношении за последние годы городскими властями много сделано, а транспортно-пересадочные узлы, которые появятся в ближайшие два-три года в столице, позволят заметно изменить жизнь москвичей. По сути, ТПУ станут едиными многофункциональными транспортными хабами, способными разгрузить столичные магистрали за счет перехватывающих парковок и улучшить транспортную доступность периферийных районов. Это важнейший для инфраструктуры города проект. О его масштабности говорит тот факт, что совокупная стоимость купли-продажи по всем четырем объектам, которые будет строить «Ташир», составляет порядка 220 миллионов рублей.

— Почему именно сейчас нужно строить эти хабы? — Необходимость появилась не сегодня. Строительство ТПУ  — это часть программы по развитию транспортной системы столичного мегаполиса, которую правительство Москвы утвердило еще несколько лет тому назад. Сейчас идет ее плановая реализация. По оценкам экспертов, крупным узлам, таким как, к примеру,  ТПУ «Селигерская», который будет строить «Ташир», предстоит стать центром, ключевой точкой на карте района, который даст новый толчок к развитию окружающих его городских территорий.  В том числе это должно положительно сказаться и на привлекательности близлежащих жилых кварталов и, соответственно, повысить их коммерческую привлекательность. Тот факт, что уже в скором времени в Москве появятся современные транспортные хабы, ничем не уступающие мировым аналогам, это большое достижение столичных властей.

— Роль ТПУ в развитии городской инфраструктуры понятна. А что, кроме удобства и скорости передвижения, они конкретно дадут жителям Москвы и чем проект заинтересовал вас? — Для нас как крупного столичного девелопера строительство транспортно-пересадочных узлов — это возможность разместить здесь современные многофункциональные центры, которые будут включать торговую, офисную и даже жилую части. Проще говоря, здесь сформируется активное общественное пространство, где люди смогут получать необходимые сервисы. Пассажирам это даст возможность максимально комфортно и с пользой использовать время в ожидании транспорта, а жителям близлежащих к хабам территорий — совершать покупки и проводить досуг, не выезжая за пределы района проживания. Так, например, площадь будущего торгового центра на территории транспортного узла «Селигерская» на севере Москвы составит порядка 145 тысяч квадратных метров. Очевидно, и это подтверждают эксперты отрасли, что ТПУ станут новым этапом в дальнейшем усовершенствовании не только столичной транспортной инфраструктуры, но и откроют новые возможности для развития рынка ритейла. По предварительным прогнозам экспертов только ТПУ «Селигерская» сможет обслуживать порядка 500 тысяч человек ежедневно. Конечно, мы не могли остаться в стороне от такого проекта и с поставленной задачей мы справимся.

— Были ли у вас раньше похожие проекты? — В портфеле активов коммерческой недвижимости «Ташира» десятки различных проектов торговых центров как в Москве, так и за ее пределами. Отмечу, что «Ташир» работает в столице с 2005 года, мы имеем большой опыт в строительстве объектов недвижимости различного назначения, в том числе инфраструктурных. То есть с точки зрения референтности нам есть, что показать. В области девелопмента мы много лет подряд продолжаем сохранять безусловное лидерство в совокупном количестве объектов торговой недвижимости в управлении, на сегодняшний день насчитывается более 30 комплексов. Крупнейшими из них являются один из первых мегамоллов столицы — «РИО» на Дмитровском шоссе в Москве площадью 220 тысяч квадратных метра, открывшийся в 2008 году, и премьерный проект прошлого года, первый торгово-развлекательный центр сети Avenue на юго-западе столицы. Параллельно ведется строительство ряда новых крупных многофункциональных комплексов, которые объединят торговые, офисные жилые площади и административные здания.

— Сколько вы готовы вложить в строительство ТПУ в Москве? — Совокупный объем инвестиций группы «Ташир» в строительство четырех ТПУ составит порядка 35 миллиардов рублей. Источником финансирования станут собственные и привлечённые средства.

— Расскажите подробнее о планах по реализации проекта вашего самого крупного транспортно-пересадочного узла — «Селигерской»? — Работа предстоит ответственная. Общая площадь застройки составляет 160 тысяч квадратных метров. Он будет располагаться рядом с одноименной станцией метро, у развилки Дмитровского и Коровинского шоссе. Этот узел планируется ввести в эксплуатацию в начале 2020 года. За два года нам предстоит  возвести четырехэтажный многофункциональный комплекс с торговой составляющей (порядка 145 тысяч квадратных метров), автостанцию для междугородних автобусов, перехватывающую подземную парковку, наземные и подземные пешеходные переходы —  все то, что необходимо для полноценного функционирования транспортного хаба.

— То есть ТПУ «Селигерская» станет первым проектом, где уже в ближайшее время вы начнете проектирование. Почему? — Да, это так.  Мы не случайно начали с этого объекта. Дело в том, что в этом районе достаточно сложная транспортная ситуация. Здесь проходит более 20 различных маршрутов наземного общественного транспорта, а перехватывающих парковок не существует. Кроме того, «Селигерская» — один из крупнейших будущих московских ТПУ, который станет ежедневно обслуживать до полумиллиона человек.

— Где еще будут возводиться остальные три ТПУ и что они будут включать? — Как я уже отмечал,  группа «Ташир» получила право на строительство четырех транспортно-пересадочных узлов. Кроме  «Селигерской» это ТПУ «Парк Победы», «Тропарево» и «Пятницкое шоссе». ТПУ «Парк Победы» на первой линии Кутузовского проспекта объединит две линии столичного метрополитена.  Пассажиры смогут воспользоваться удобной пересадкой — с метро на наземный общественный транспорт. На новой территории площадью 237 тысяч квадратных метров, помимо транспортной инфраструктуры, появятся четырехэтажный торгово-развлекательный комплекс, 35-этажный деловой центр, жилые апартаменты с подземным паркингом. Похожий многофункциональный комплекс будет возведен и в составе транспортно-пересадочного узла «Тропарево» на западе Москвы. Работы на этом объекте планируется также завершить в 2018 году. ТПУ «Пятницкое шоссе» будет построен на пересечении одноименного шоссе с Муравской и Митинской улицами. Проект предусматривает возведение многофункционального центра и строительство пешеходной галереи для пересадки пассажиров. Открытие объекта намечено также на 2018 год. Отмечу, что в результате реализации четырех проектов ТПУ, «Ташир» в совокупности  возведет порядка 310 тысяч квадратных метров торговых площадей, а в столице появятся тысячи новых рабочих мест.

— По словам столичных властей, ТПУ станут катализаторами развития близлежащих территорий. Несмотря на предпринимаемые шаги по улучшению транспортной инфраструктуры, проблем у города хватает. Думаете, получится переломить ситуацию? — Уверен в этом. Иначе зачем нам было бороться за право стать инвестором этих проектов? Что касается диспута о том, станут ли транспортно-пересадочные узлы катализатором развития, то можно обратиться к мировому опыту. В этом отношении интересна история развития центрального лондонского  вокзала King’s Cross, который в определённой степени можно считать первым транспортно-пересадочным узлом в современном понимании. Из обычного вокзала середины позапрошлого века в наши дни он превратился в единый мощный многофункциональный комплекс с уникальной архитектурой на базе крупнейшего транспортного узла Великобритании. Подобных примеров много и в других крупных европейских городах, в Китае, Японии, США. Стараниями московских властей такие проекты в скором времени появятся и у нас. Уверен, что и нам будет, чем гордиться.  

— Давайте вернемся к разговору о рынке недвижимости в Москве. Мы много говорили о строительстве торговых площадей. А как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке коммерческой недвижимости? Многие эксперты считают, что отрасль переживает кризис. Какое ваше мнение на этот счет? — Мы не считаем, что отрасль находится в кризисе. Конечно, уходящий 2016 год нельзя назвать сильно удачным, однако дно, очевидно, пройдено. В целом его можно охарактеризовать как стабильный. Сейчас мы видим тенденцию к тому, что постепенно начинает намечаться положительная динамика. Стали появляться предпосылки к улучшению ситуации. Да, многие магазины закрылись, однако количество новых открытых торговых точек увеличилось на 65%. Согласно оценке экспертов рынка коммерческой недвижимости, в прошлом году на российском рынке появилось порядка 40 новых международных брендов и более 1,5 тысяч магазинов. Российский рынок ритейла постепенно адаптируется к новым условиям, появляются новые игроки. Примечательно, что 85% новых магазинов международных торговых марок открылись именно в торговых центрах, а не в стрит-ритейле. Это дает нам большой повод для оптимизма.

— Что изменилось за последние два года с начала кризиса? В чем успех девелоперского бизнеса сегодня? — В целом ситуация заметно улучшилась по сравнению с двумя прошедшими годами, когда магазины наоборот закрывались. Надо понимать, что рынок изменился, поменялись правила игры. И сегодня успех девелоперского проекта во многом зависит от умения быстро адаптироваться к текущей ситуации и находить новые возможности для развития.

— Правильно я понимаю, что в сложившейся ситуации вы решили  сделать  акцент на  развитии ресторанного бизнеса? — Да, это так, в 2016 году мы сделали упор на развитие собственных ритейл и ресторанных проектов, и этот подход полностью оправдал наши ожидания. Мы видим, что у москвичей появился запрос на заведения с приемлемыми ценами, но при этом интересной концепцией.  Это четко наметившаяся тенденция. Прошлый год показал незначительный, но рост количества сетевых ресторанов, кафе и баров. Речь, по прогнозу аналитиков, идет о порядка 3-4%. Да, он небольшой, но, тем не менее, есть динамика по сравнению с показателями предыдущего периода. За последние годы мы наблюдали и другую интересную тенденцию: часть посетителей  торговых центров стала приходить туда с целью посетить конкретный ресторан. Прежде такого не было.

— Какие проекты запустили вы? — Как вы уже отметили, в уходящем году «Ташир» сделал упор на развитие собственных ресторанных сетей. Мы запустили четыре новых  проекта. Речь идет о втором по счету ресторане сети Seasons, который за три года своего существования продолжает демонстрировать стабильную динамику развития, ресторан Kvartal, кафе Le Melangе (все на территории ТРЦ Avenue South-West — ред.) и самый крупный ресторан в Сочи — D.O.M.

— Вы упомянули про собственный ритейл. Неужели скажете, что и здесь у вас все хорошо? — О том, хорошо или плохо имеет смысл судить по финансовым показателям и уровню лояльности потребителей. И то, и другое себя оправдало в случае с проектом универмага Take Away. Универмаг открылся чуть больше года назад в ТРЦ «РИО» Румянцево и сразу стал крупными якорным арендатором на территории центра — он занимает порядка 30% от общей арендуемой площади всего комплекса. Буквально на днях мы запустили еще два универмага на территории других наших торговых комплексов. Интересно отметить, что к нам обращались другие девелоперы с предложением открыть универмаг в их торговых центрах. Не это ли доказывает успешность проекта?!

— Какие еще тенденции на рынке коммерческой недвижимости вы могли бы выделить? — Говоря об основных трендах, я бы отметил постепенное смещение форматов недвижимости от единого назначения в сторону многофункциональных комплексов (МФК). Именно такие комплексы будут создаваться на территории транспортно-пересадочных узлов, о чем мы говорили ранее. Преимущества очевидны: подобный формат обеспечивает постоянный трафик посетителей торговых центров и ресторанов за счет находящихся в их составе жилых, офисных  и административных корпусов.  Уверен, что сегмент МФК будет востребован и продолжит развитие на ближайшие десятилетия. Если говорить о наших проектах МФК в реализации, то сейчас группа «Ташир» возводит ряд крупных объектов на территории столицы: на Краснопресненской набережной и на Аминьевском шоссе, открытие которых намечено в ближайшие два года. Как видите, отдыхать нам пока не придется.

— А вам хотелось бы? — (Смеется, — прим. редактора) Отдых это, конечно, не про «Ташир». Мы и в кризис умудрялись выходить с ростом и находить новые возможности для развития как, например, это было в 2008 году. На текущий момент у нас в проработке целый ряд совершенно новых для группы проектов, много среди них и стартапов.

— Сегодня только ленивый не запускает стартапы… — Ленивыми нас назвать трудно, да. Из готовящихся к ближайшему запуску проектов — это коворкинг-центр «Атмосфера», который откроется уже в начале следующего года в «РИО» на Ленинском проспекте. На площади 2 тысячи квадратных метров  будет создана комфортная территория для работы как для профессионалов, так и для тех, кто только начинает развиваться в своей сфере. Однако это не первый подобный наш проект. Эти летом на территории столичного «Красного Октября» мы открыли первый коворниг-центр Deworkacy площадью 1,7 тысячи квадратных метров. В этих проектах мы хотим показать, что городские общественные пространства, в том числе торговые центры, могут объединять людей различных профессий для общения и творческого взаимодействия. Это интересный опыт, и мы смотрим на него оптимистично.

— Как будет складываться ситуация на рынке коммерческой недвижимости в следующем году? Каковы ваши прогнозы? — Мы полагаем, что в 2017 году можно ожидать некоторого периода затишья в сфере коммерческой недвижимости. Рынок будет постепенно стабилизироваться, адаптируясь к новым реалиям. Большинство девелоперов, скорее всего, будут заниматься усовершенствованием текущих концепций действующих объектов. В наших планах  уверенное развитие девелоперского бизнеса и поиск новых возможностей для дальнейшего роста и расширения направлений деятельности. Как я уже говорил, продолжим запуск новых проектов в области ритейла. До конца 2017 года планируем открыть крупный ТРЦ в городе Мытищи и новый торговый комплекс за пределами России — в Ереване. В проектах группы также открытие премьерных ресторанных проектов.

— Если говорить о конкретных показателях в целом по группе компаний «Ташир», то какие итоги здесь и как выросла выручка группы «Ташир» за последний год? — Итоги подводить пока рано, финансовый год еще не завершён, но уже сейчас есть определенная тенденция на увеличение. Мы прогнозируем рост показателя выручки по группе в среднем порядка на 30%.

Источник: riarealty.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста.