Андрей Кротков, Генеральный директор и партнер Управляющей компании Zeppelin

Андрей Кротков, Генеральный директор и партнер Управляющей компании Zeppelin

Родиной Facility management принято считать США. Еще в 70-80-х годах прошлого века многие американские компании в целях экономии времени передавали функции по уборке и обслуживанию зданий на аутсорсинг. Такая форма взаимодействия с субподрядчиками активно стала развиваться среди крупных игроков в Америке, а потом перекочевала в страны Западной Европы. На рубеже 90-х и начале «нулевых» Facility management стала заметно развиваться в странах Восточной Европы, а затем появилась и закрепилась в России.

Как правило, FM-компания образуется на базе собственных объектов или является филиалом международной компании — это самые распространенные пути организации. Практически на «нет» сводятся истории, когда предприниматель решает открыть FM-компанию с нуля. Конечно, в первую очередь все зависит от финансовых возможностей.

Большая разница

Если сравнивать, то европейские управляющие компании значительно отличаются от российских. Прежде всего, в Европе максимум всех работ передается на аутсорсинг. Таким образом, европейские коллеги могут предложить значительно расширенный пакет услуг.

К тому же европейские управляющие компании в меньшей степени задействуют сотрудников, а в большей — современные технологии. При этом потенциальные заказчики ожидают от FM-операторов качественно выполненную работу и в договорах делают упор на планируемый результат работы. Напротив многие клиенты отечественных управляющих компаний все еще продолжают обращать внимание на персонал, который будет выполнять работы.

Также нельзя не отметить еще одно существенное отличие зарубежных FM-операторов от отечественных: европейские коллеги делают акцент на профессионализм аутсорсеров и их ответственный подход. В России, к сожалению, не всегда профессионализм и качество стоят на первом месте.

Путь к развитию

Сегодня отечественные управляющие компании активно применяют технологичные новинки и программы, позволяющие организовать непрерывное взаимодействие между FM-оператором и заказчиком. Среди них мобильные приложения заняли прочное первое место. Так, например, в УК Zeppelin действует мобильное приложение, позволяющее организовать выполнение тех или иных услуг, отследить статус исполнения и предоставить отчетность.

Если говорить про задачи по клинингу, то отечественные управляющие компании активно задействуют инвентарь, технологические новинки, позволяющие организовывать уборку помещений с минимальным штатом сотрудников, без ущерба качеству работ.

В плане создания собственных стандартов отрасль FM в России также пошла своим путем. Так, особую роль сыграло образование СРО АКФО («Ассоциация клининговых и фасилити операторов»), способствующая «обелению» отрасли. А также создание электронного реестра «БелыйФМ.рф», позволяющего информировать заказчиков, заинтересованных в осмотрительности при выборе поставщиков FM-услуг, об участниках рынка, раскрывших свои налоговые и зарплатные показатели за прошедшие периоды. Сегодня в реестре «БелыйФМ.рф» зарегистрировано свыше ста FM-операторов, в том числе и наша компания.

В начале 2018 года стартовала разработка отраслевого Профстандарта «Специалист по управлению имуществом коммерческой недвижимости», организатором которого выступила Ассоциация «Объединение АХП». Вместе с экспертами Объединения АХП компания Zeppelin продолжила разрабатывать блоки, описывающие управление коммерческой недвижимостью на разных этапах, а также трудовые функции специалистов, отвечающих за управление имуществом коммерческой недвижимости. Данный Профстандарт найдет свое применение в разработке образовательных программ для российских ВУЗов, а также организации процессов управления в компаниях. Утверждение Профстандарта «Специалист по управлению имуществом коммерческой недвижимости» в органах государственной власти намечено на 2020 год.

Что нас ждет

В ближайшие несколько лет продолжится «обеление» отрасли, диджитализация всех процессов в компании и активное внедрение IT-технологий. И те FM-операторы, которые не будут использовать «цифру» и диджитал-технологии в своей работе, вряд ли смогут удержаться на плаву и только потеряют заказчиков.

Кроме того, те компании, которые раньше специализировались на обслуживании коммерческой недвижимости, перекочуют в жилье. Связано это с вводом значительных площадей жилой недвижимости и апартаментов.

Сохранится курс на импортозамещение, включая и FM-услуги. Сегодня российские facility-компании имеют за плечами внушительный опыт обслуживания различных типов коммерческой и жилой недвижимости. А также успешно реализовывают собственные FM-технологии, основанные на цифровизации и автоматизации процессов.

Однако несмотря на заимствованные западные стандарты, опыт и технологии, которые активно внедряются в бизнес-процессы отечественных операторов, российской компании в сфере FM важно оставаться со своим набором индивидуальных качеств и идти своим путем.