Елена Полухина, руководитель отдела коммерческой недвижимости STONE HEDGE

Найти «квартиру» для своей компании не менее сложно, чем найти квартиру для жизни. Рабочий офис всё меньше ассоциируется просто с кабинетом. В тренде рабочие пространства, которые способствуют повышению эффективности труда и создают условия для плодотворного нетворкинга. Но найти такое помещение, особенно в условиях дефицита качественных офисных площадей, задача для тех, кто не ищет лёгких путей.

Как правильно подойти к поиску? В первую очередь — составить список критериев, исходя из приоритетов компании и её сотрудников. Площадь и стоимость аренды, конечно, важные параметры, но далеко не единственные. Для какого-то крайне важен вопрос близости к центру, для кого-то наличие в офисе собственной кухни и санузла. Елена Полухина, руководитель отдела коммерческой недвижимости STONE HEDGE составила рейтинг таких критериев на основе пожеланий клиентов компании STONE HEDGE.

1. Локация

Расположение должно быть удобным, как для клиентов, так и для сотрудников. В идеале, конечно, как для пешеходов, так и для автомобилистов. Но если такой запрос совсем из разряда фантастики, то важно определить приоритетную для вас целевую аудиторию и узнать о способе их передвижения.

Отмечу, что удобная локация далеко не всегда означает центр Москвы и даже не всегда близость к метро. Например, наш дизайнерский бизнес-центр NEO GEO расположен в пешей доступности от метро «Калужская» и при этом имеет несколько парковок, поэтому он удобен, как пешеходам, так и автомобилистам. А наш бизнес-центр 7ONE, расположен на севере в 1 минуте от метро «Верхние Лихоборы», но, благодаря своей локации и близости расположения к аэропорту «Шереметьево», в 7 ONE заехало большое количество иностранных арендаторов. Также сегодня большое значение приобретает близость расположения к МЦК и МЦД — эти виды транспорта становятся всё популярнее.

2. Площадь и планировка

Разнообразие планировочных решений — большой плюс для тех, кто ищет новое рабочее пространство. Бывает так, что при равной площади двух офисных помещений полезная может существенно отличаться из-за планировки. При этом важно уже на этапе выбора понимать, насколько, например, важно наличие собственной кухни в помещении, как много окон необходимо, санузлов или переговорных комнат. Например, по нашему опыту, однин из топовых запросов среди наших клиентов — высота потолка. Вполне возможно, что всё перечисленное в избытке имеется в составе инфраструктуры БЦ, и нет необходимости переплачивать за лишние квадратные метры. В нашем бизнес-центре NEO GEO, например, в качестве переговорных можно использовать просторные и дизайнерские атриумы. А если, вам нужна инфраструктура in-house, то в наших бизнес-центрах NEO GEO, 7ONE и STONE, несмотря на насыщенную и многообразную инфраструктуру, есть предложения площадью от 30 кв.м. до 10 тыс. кв.м.

3. Инфраструктура БЦ

Немаловажный фактор для современных клиентов. Желание иметь «всё в одном флаконе» вполне оправдано и понятно. Рабочий день современного «офисника» может начаться рано утром, поэтому важно, чтобы рядом с офисом была хорошая кофейня с бодрящим кофе и круглосуточный фитнес-клуб, а закончиться может далеко за полночь, поэтому необходимо, чтобы в офисе были все возможности для отдыха в перерыве, а еще лучше весь набор нужной инфраструктуры: от химчистки до автосервиса.

Например, в нашем бизнес-центре NEO GEO инфраструктура организована по принципу «город в городе». В нём есть более 10 точек питания, ресторан, столовая, теннисный корт, детская комната, химчиcтска, цветочный и винный бутик, и даже музей современного искусства POP UP Museum. А в нашем будущем бизнес-центре STONE «Белорусская» целых два этажа будет отдан под инфраструктуру и общественные пространства.

4. Классовость Б Ц

Обязательно нужно помнить, что инженерное обеспечение и оснащение, равно как инфраструктура, в бизнес-центрах, А и В классов намного лучше, чем, например, в офисных зданиях С-класса. Также нужно помнить, что, например, в БЦ класса А, есть такой критерий, как скорость лифтов. К тому же, многие клиенты уже понимают, что офис становится брендом, и статус здания вполне может составить добавочную стоимость бренду вашей компании. Поэтому всё больше клиентов обращают внимание на класс бизнес-центра.

В этом году компания STONE HEDGE объявила о запуске нового зонтичного бренда в коммерческой недвижимости STONE, в рамках которого в ближайшие несколько лет будут построены бизнес-центры класса «А». Это будут ультрасовременные офисы, реализованные в рамках концепции human face offices.

5. Управляющая компания

Профессиональная управляющая компания в высококлассном БЦ обычно решает все вопросы незамедлительно. Рекомендуем перед заключением договора провести небольшой опрос среди уже заехавших арендаторов или собственников о том, как, по их мнению, справляется УК. А также внимательно изучить, что входит в обязанности управляющей компании, а также узнать тарифы и стоимость обслуживания.

6. Состояние помещения

«Должно ли помещение быть готовым ко въезду, или компания выполнит ремонт своими силами?», — вопрос, который точно следует обсудить с будущими арендаторами или владельцами «на берегу». По нашей статистике, девять из десяти арендаторов предпочитают офис с готовым ремонтом.

7. Условия договора

Допустимо ли его досрочное расторжение, пролонгация, есть возможность предоставления юридического адреса и как он регистрируется, можно ли сдавать часть площадей в субаренду и т. д.

Мы рекомендуем обращать внимание на два основных аспекта: индексация, срок договора и условия расторжения.

Что касается условий расторжения, то в качественных договорах аренды у арендаторов в принципе нет права на выход из него в одностороннем порядке. Даже если такой предполагается, это условие должно быть выделено в договоре отдельным пунктом, где должно быть прописано, что арендатор уведомляет о своём переезде за несколько месяцев. Это даст собственнику помещения время на поиск нового арендатора. В последние время арендаторы отдают предпочтение долгосрочным договорам аренды срок от трёх до пяти лет, где прописаны все условия, которые подлежат регистрации. Это защищает арендатора от последствий, возможных при смене собственника помещения.

Источник: presscentr.rbc.ru