Коммунальный офис: как выстраивается иерархия мест в open space

Массовое переселение сотрудников московских офисов в open space, наблюдавшееся в течение последних нескольких лет, уже не считается чем-то оригинальным. Подобные решения стали реакцией компаний на нестабильную экономическую обстановку, вынудившую бизнес сокращать расходы на офисы и принимать меры для увеличения эффективности персонала. Стоит отметить, что традиции российского подхода к организации рабочего пространства оказали значительное влияние на этот процесс. Несмотря на приоритетное положение open space и принятый в качестве лейтмотива режим экономии, компании сохранили естественные потребности в разноформатных рабочих местах, отличающихся друг от друга площадью, приватностью и наличием систем хранения. Вместе с тем сокращение личного пространства в открытой части офиса сформировало устойчивый спрос на дополнительные площади комфорта — то есть помещения для работы, требующей концентрации, проведения мозговых штурмов, телефонных переговоров.

При разработке требований к новому офису компании все чаще отказываются от концепции, предусматривающей помещения для индивидуальной работы, в пользу единого открытого рабочего пространства. Такой принцип становится все более популярным и в ряде случаев создает новые причудливые форматы офисных корпоративных интерьеров. Если офисы пяти-семилетней давности можно сравнить с гостиницами, где в каждом номере присутствуют все удобства, то современные офисы больше похожи на хостелы, где за человеком закреплено лишь спальное место, тогда как остальная инфраструктура общественная. Кабинеты в open space Инициаторами интеграции кабинетов в open space являются международные компании, которые экспериментировали с офисными концепциями: оставляли кабинеты прерогативой топ-менеджмента, лишали помещения дверей, выделяли их стеклянными перегородками и так далее. На сегодняшний день подобная практика перенята большей частью арендаторов, которые стали активно адаптировать западный подход к рассадке персонала к российским реалиям. Однако одной из ключевых задач, которую выполняла кабинетная система в российских компаниях, — эффективная иерархия персонала — была недоступна для open space в классическом формате. В итоге многие компании пошли нестандартным путем — перенесли принцип кабинетной системы в open space, что привело к появлению нескольких уровней рабочих мест в открытых рабочих зонах, отличающихся по площади в несколько раз. Статистические данные планировок офисных помещений, построенных за последние два года, свидетельствуют о том, что более половины новых офисов предусматривает иерархию в open space.

Негласная классификация рабочих мест в open space выделяет наиболее престижные станции, расположенные в угловых частях современных офисных башен с панорамным остеклением. Как правило, здесь располагаются места топ-менеджеров. Они обосабливаются мебельными группами, системами хранения и акустическими ширмами. В ряде случаев подобное рабочее место обустраивается отдельным управлением системой кондиционирования. В результате как по площади, так и по технической «начинке» подобное рабочее место ничем не уступает классическому кабинету, единственным отличием от которого является отсутствие стен. Менее престижные рабочие места можно разделить на несколько форматов. Для руководителей отделов и ключевых сотрудников выделяются около 10–20 кв. м с расположением у окон и высоким уровнем естественного освещения. Принцип рассадки сотрудников учитывает их статус и интенсивность взаимодействия с другими отделами. Большинство линейных менеджеров находятся в равных условиях. Их рабочие места площадью 6–12 кв. м, как правило, размещаются в центре зоны open space или по периметру помещения. Самые непопулярные рабочие места у проходов или в хот-десках отдаются временным сотрудникам компании или стажерам. Переговорные и рекреация Вместе с кабинетами в open space приходят и общественные зоны, тем самым компенсируя сотрудникам дефицит личного пространства.

Кадровая политика компаний, направленная на повышение эффективности труда, исходит из того, что все типы производственных совещаний, планерок и любых контактов с коллегами должны происходить непосредственно в рабочей зоне рядом с рабочим местом. В связи с этим в open space начали активно встраивать небольшие полуобособленные зоны для переговоров и отдыха. Рациональный принцип использования площади офиса задействует также и неэффективные помещения — различные уголки и проходы, которые ранее не имели функционала, обустраиваются в качестве мини-переговорных или комнат для общения по телефону. Также используется пространство между рядами рабочих мест, что делает open space более комфортным и повышает уровень коммуникации между сотрудниками из разных отделов. Благодаря интеграции общественных зон в open space снижается загруженность классических переговорных — многие вопросы, требующие коллегиального обсуждения, решаются в open space. За счет этого динамика бронирования переговорных падает, что позволяет сократить их долю в офисном интерьере в пользу локальной инфраструктуры, которая более востребована и обходится компаниям дешевле. Зоны, отведенные под рекреацию, представлены в виде разноформатных площадок для индивидуальной работы или неформального общения. Это могут быть разнообразные мягкие группы: кресла, пуфики, диваны и кушетки; звукоизолированные будки для телефонных разговоров; беседки; стилизованные кофе-поинты, порой больше напоминающие стрит-ретейл, нежели функционирующий офис. Офис — гибкая среда, динамично реагирующая на экономический фон, ситуацию на рынке недвижимости и труда, развитие IT-индустрии и тенденции моды, но в то же время испытывающая серьезное влияние со стороны традиций организации бизнеса. Российские компании все чаще используют международный опыт и выбирают офисы с открытыми рабочими зонами, но при этом сохраняют ярко выраженный российский характер со свойственной ему твердостью и оригинальным подходом.

Автор: Сергей Кудрявцев управляющий партнер Pridex

Источник: realty.rbc.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…