Коворкинги подстегнут классические форматы

Коворкинги подстегнут классические форматы

Московский рынок коворкингов развивается весьма активно. Несмотря на то, что его доля в общем объеме офисного предложения, по разным оценкам, составляет 0,3-1%  рост сегмента достигает до 50% в год. Эксперты отмечают, что формат может начать поглощать спрос на устаревшие классические офисы классов D и С, что станет стимулом для владельцев таких объектов к модернизации площадей. На качественные офисы класса А и В+ развитие коворкингов окажет меньшее влияние.

На столичном рынке офисной недвижимости активно развивается формат коворкингов. Такую тенденцию отметили эксперты на круглом столе «Скромное обаяние офисов В и С классов», организованном Департаментом города Москвы по конкурентной политике. По словам директора департамента управления активами и инвестициями Becar Asset Management Дарьи Каневой, с начала текущего года в Москве количество коворкингов и сервис-офисов* возросло на четверть, при этом их наполненность достигла примерно 83%.

Как рассказала аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова, пока доля коворкингов в общем объеме офисного предложения Москвы составляет около 1%, что, впрочем, сравнимо со средним показателем по городам Европы. «Совокупный объем площадей, используемых операторами «гибких» рабочих пространств в Москве составляет порядка 111 тыс. кв. м, большинство из которых расположено в качественных бизнес центрах классов А и B (28% и 42% соответственно)», – конкретизируетстарший консультант отдела исследований рынка CBRE Маргарита Кабалкина. Несколько иначе оценивает долю коворкингов аналитик офисной недвижимости департамента исследований Colliers International Екатерина Гурова. По ее словам, объем площадей, занимаемый классическими коворкингами Москвы, на конец первого полугодия 2018 года достиг 51,5 тыс. кв. м. Таким образом, доля помещений занимаемых коворкингами в общем объеме предложения офисных площадей Москвы (около 17,7 млн кв. м), составляет 0,29%. По оценкам директора по маркетингу и рекламе ГК «Колди» Елены Орешкиной, доля коворкингов составляет 0,53% от офисного предложения. Впрочем, по ее мнению, это отличный результат, предполагающий высокий потенциал к росту. Основным потребителем коворгингов являются сегменты Soho и SME, то есть представители СМП (субъектов малого предпринимательства), уточняет эксперт.

В среднем ставка аренды в коворкинге в 1,5 раза выше, чем в классическом офисе, говорит Евгения Сафонова. «Причина в том, что аренда в них только краткосрочная, и управляющая компания (УК) будет закладывать в ставку индексацию по факту ее окончания, – поясняет генеральный директор S.A. Ricci Александр Морозов. – Также в ставку в том или ином виде закладываются потери от незаполняемости, связанные с ротацией арендаторов и вознаграждение УК». «Диапазон запрашиваемых ставок по базовому тарифу (за 1 фиксированное рабочее место в месяц) составил 9,5-28 тыс. руб. в месяц», – говорит Маргарита Кабалкина. В классических коворкингах стоимость аренды в день составляет 900 рублей, уточняет руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp Константин Королев. В месяц эта цифра за нефиксированное место достигает  11,95 тыс. руб., за фиксированное место – 15,85 тыс. руб. В специализированных коворкингах стоимость рабочего места в день составляет 1,45 тыс. руб. В месяц за нефиксированное место придется отдать 10,7 тыс. руб., за фиксированное  – 16,6 тыс. руб. По итогам 1 полугодия ценовой показатель продемонстрировал рост в 4%, отмечает Екатерина Гурова.

Среди минусов данного формата Евгения Сафонова называет недостаточную конфиденциальность. В коворкингах меньше возможностей для безопасного хранения данных – нет удобного пространства для своих серверов и сейфов, негде хранить ценные конфиденциальные документы и разработки и т. д, поясняет Александр Морозов. Все это делает формат неприемлемым для компаний, работающих с государственной тайной или банки со специфичными требованиями к охране и пропускной системе объекта, отмечает Константин Королев. Также ментальное восприятие все еще диктует прежние форматы в качестве залога престижа и успешности, говорит Елена Орешкина. Для сегмента крупного бизнеса наличие собственного офиса – это часть философии бизнеса, его корпоративной культуры. И даже организации с небольшим штатом офисных сотрудников при существующих на рынке Москвы арендных ставках чаще предпочитают снимать комфортный офис класса В+ в удобной локации, но не арендовать коворкинг в центральных районах. Кроме того, в коворкинге в рамках одного пространства работают компании и индивидуальные предприниматели различных сфер деятельности, имеющие свою специфику рабочих процессов и стандарты поведения, комментирует Маргарита Кабалкина. В определенных случаях это может приводить к неудобствам и даже конфликтам между разными резидентами.

Тем не менее, высокие темпы роста столичного рынка говорят о том, что это один из наиболее быстро развивающихся сегментов в коммерческой недвижимости, рассказывает Константин Королев. По его словам, доходность классических БЦ падает, а на рынке наблюдается стагнация: «На сегодняшний день в Москве насчитывается более 2 млн кв.м пустующих площадей, при этом во 2 квартале 2018 года было введено всего 0,1% новых офисов. Тем временем, рост рынка коворкингов только в Москве оценивается в 50%. Эксперты прогнозируют, что к 2023 году в Москве появится 250 тыс. кв. м новых коворкингов и сервисных офисов». «К 2020 году общий объем предложения гибких рабочих пространств может увеличиться более чем в 2 раза – говорит Евгения Сафонова. – Однако процентное соотношение от общего офисного стока останется примерно на том же уровне – около 1%». В краткосрочной перспективе 3-5 лет данному формату вряд ли удастся вытеснить классические офисы, так как в настоящее время основную долю арендаторов составляют крупные и средние компании, которым необходим собственный офис, считает эксперт. «Но стоит отметить, что сейчас интерес к «гибким» офисным пространствам наблюдается и со стороны представителей крупного корпоративного бизнеса, рассматривающих коворкинги в качестве мест как для временного, так и постоянного размещения сотрудников», – отмечает Маргарита Кабалкина. Данный формат намного комфортабельнее кабинетных офисов класса ниже B, констатирует Александр Морозов. Их расположение удобнее, качественнее отделка помещений и сами здания, где они находятся. «И это хорошо для рынка, так как в результате устаревшие «административные» объекты, востребованные только от безысходности, будут терять клиентов и доход, – рассуждает генеральный директор S.A. Ricci. – Их вынуждены будут переделывать, модернизировать, что будет полезно для рынка и экономики города. Гораздо меньшее влияние развитие коворкингов окажет на качественные офисы класса А и В+. Дело в том, что спрос на такие офисы формируется в основном крупными и стабильными компаниями, для которых в перспективе 3-5 лет свой офис оказывается удобнее и выгоднее». Данный сегмент серьезно развивается, поглощая не самые ликвидные площади – и D, и С классы, соглашается Дарья Канева.

 

* Сервисные офисы, помимо полностью оборудованных готовых рабочих мест, как в коворкинге, а также оснащенных общественных пространств (переговорные, конференц-залы, зоны отдыха и кухня) предполагает набор сервисов для клиента: услуги ресепшн, услуги доставки и обработки документов, организация мероприятий, брендирование и декорирование офисов по запросу арендатора и т.д.

Источник: arendator.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…