Коворкинги в Москве: рынок молод и будет расти

Коворкинги в Москве: рынок молод и будет расти

Открытие коворкингов в Москве стало успешным и модным сегментом недвижимости— во многом благодаря тому, что в столице аккумулирована большая часть российской аудитории подобных проектов: представители “креативного класса”, люди, которые собираются запускать свой бизнес и при этом не испытывают предрассудков относительно “статусности”.

Сколько всего коворкингов функционирует в Москве — в точности неизвестно. База портала Arendator.ru, обладающая наиболее полными данными по ключевым объектам подобного профиля, содержит сведения о 135 объектах. Из них почти три четверти приходится на классические коворкинги, остальные — специализированные коворкинги. Как правило, последние значительно меньше по площади (до 100 кв. м) и ориентированы на конкретный вид деятельности (мастерские, IT-компании, пошив одежды). Совокупный объем рынка оценивается в 10,77 тыс. рабочих мест, из которых заполнено около 76%.

Почти каждый второй коворкинг имеет адрес, связанный с Центральным административным округом. Другими популярными локациями являются ЮАО и СВАО, а также ближнее Подмосковье.  Большое значение имеет расположение коворкинга относительно линий метро. Так, в радиусе полукилометра от станций “Дмитровская” или “Курская” находится по пять коворкинговых центров, от “Лубянки” или “Кузнецкого моста” —  по семь, “Площади Революции” — восемь.

Средневзвешенная ставка аренды коворкинга за час равняется приблизительно 800 рублей. В специализированных центрах она вдвое выше. Однако цифры могут существенности разнится в зависимости от бренда, месторасположения и набора опций. Так, ежемесячная плата за незакрепленное место в круглосуточных коворкингах сети “Регус” может составлять 6-7 тыс. рублей, за фиксированное — от 17 до 47 тыс. рублей.  На территории дизайн-завода Flacon недельная аренда закрепленного места составляет 3,5 тыс. рублей.

Большинство московских коворкинговых площадок оснащены кухнями, переговорными комнатами, конференц-залами, паркингами (стихийными или оборудованными). Достаточно часто встречаются объекты с функционалом мини-офиса (включая юридическо, бухгалтерское и секретарское сопровождение).

Противопоставлять место в коворкинге и традиционный офис было бы неправильно. В большинстве случаев эти форматы сосуществуют в рамках единого пространства. 70% столичных коворкингов расположены в бизнес-центрах или торгово-офисных зданиях. Кроме того, с  развитием своего дела и расширением кадрового состава предприниматели часто перебазируются в офисы, зачастую расположенные по тому же адресу.

Коворкинги — это молодой бизнес (две трети из них открылись в 2016-2018 гг.) и во многом рассчитанный на молодых. Это обстоятельство будет стимулировать его дальнейшее развитие. Очевидно, что рынок еще не набрал максимальную плотность: в Москве на миллион жителей приходится 7 коворкингов, при этом в Лондоне — 14, Барселоне — 24, а в Берлине — 28.

Источник: arendator.ru

Поделиться!