Самые высокие ставки аренды коворкингов зафиксированы в ММДЦ «Москва-сити»

Аналитики международной консалтинговой компании CBRE отмечают, что на данный момент в Москве насчитывается 111 гибких офисных пространств, которыми управляют 63 оператора. Общий объем предложения гибких офисных площадей достиг 122 тыс. кв. м. Средняя площадь гибкого офисного пространства в Москве составляет порядка 1 500 кв. м.

За три квартала 2018 года объем предложения увеличился на 36,3 тыс. кв. м. По прогнозам CBRE до конца 2018 года ожидается дальнейшее увеличение объема предложения на 19,1 тыс. кв. м. Совокупный рост предложения гибких офисных помещений до конца 2018 года составит 64% по сравнению с результатом 2017 года.

Динамика роста площадей, занимаемых гибкими офисными помещениями

Источник: CBRE, октябрь 2018 г.

Как отмечают аналитики CBRE, оценочная емкость рынка коворкингов в Москве составляет около 25 млрд рублей или 8,6 млн кв. м. Самые высокие ставки на коворкинги зафиксированы в ММДЦ «Москва-сити», в то время как по офисам классического формата наблюдается другая картина – самые дорогие офисы находятся в пределах Садового кольца. Основными причинами высоких ставок именно в этом деловом районе являются высокая концентрация здесь офисов класса А, активный деловой фон, а также престижность локации. Как и со ставками аренды на классические офисные помещения, ставка аренды на рабочее место в коворкинге по мере отдаления от центра города существенно снижается при сопоставимом качестве. Так, средняя ставка аренды на фиксированное рабочее место в коворкинге расположенном в районе между ТТК и МКАД в 1,5 раза ниже, чем в на такой же объект пределах Садового кольца.

Средние ставки аренды по базовому тарифу за 1 р. м. в месяц по зонам в гибких офисных пространствах 

Средневзвешенные ставки аренды на классические офисы по зонам, кв. м/год

Источник: CBRE, октябрь 2018 г.

Учитывая, что спрос на гибкие пространства смещается в сторону крупных корпоративных клиентов, рассматривающих коворкинги в качестве мест постоянного размещения сотрудников, CBRE ожидает дальнейшее развитие рынка гибких офисных пространств, расширение существующих сетей и появление новых игроков. Следуя этой тенденции, в третьем квартале 2018 года международный оператор сети гибких офисных пространств WeWork арендовал 4 450 кв. м в деловом квартале «Красная Роза».

Ключевые игроки рынка гибких офисных пространств

Название Бизнес-центр Класс Адрес Площадь в кв. м
Regus СИТИДЕЛ A Земляной Вал ул., 9 3 450
Prohub Город Столиц A Пресненская наб., 8., стр. 1 3 700
Regus Башня на Набережной A Пресненская наб., 10 3 854
Ботаника 24 пр-д Серебрякова, д. 14, стр. 15 4 000
SOK Сады Пекина B Садовая Б. ул., 5 стр. 1 4 130
Workki Зубовский бульвар. 17 С Зубовский бульвар, 17 4500
Regus White Stone A Лесной 4й пер., 4 4 587
Коворкинг SREDA Башня Федерации, Восток B Пресненская наб., 12 6 000
SOK Арена Парк B Ленинградский пр. вл. 36 к.5 7 000
Regus Смоленский Пассаж B Смоленская пл., 3 7 213

 

Источник: CBRE, октябрь 2018 г.

Анна Шепелева, директор отдела исследований рынка CBRE, комментирует: «За последние три года объем предложения коворкингов вырос примерно в три раза – до конца 2018 года он составит около 140 тыс. кв. м (на конец 2015 года – всего около 43 тыс. кв. м), что позволит разместить примерно 31 тыс. человек. Объем ввода коворкингов за три года сопоставим с объемом ввода офисных площадей класса А и B за 2018 год (около 200 тыс. кв. м), самым низким за последние 10 лет.

Можно отметить интересную тенденцию: коворкинги являются одним из сегментов офисного рынка, который хотя и занимает менее 1% от общего объема, но уже формируют собственные тренды. Тогда как на офисном рынке наблюдаются рекордно низкие объемы нового строительства, гибкие офисные пространства демонстрируют рост и по числу объектов, и по количеству игроков. Меняется и состав арендаторов гибких офисных пространств: сегодня мы видим активный интерес к ним со стороны крупных компаний и корпораций, которые размещают в коворкингах временные рабочие группы, проектные подразделения и т.д. В целом можно сказать, что на наших глазах происходит формирование нового сегмента с серьезной заявкой на успех, если ему не помешают внешние факторы – например, макроэкономического характера».

Источник: comestate.ru