В Москве вырос спрос на микропомещения для кафе и магазинов

В столице на треть выросла доля помещений для кофе-поинтов, бургер-джоинтов, паназиатских закусочных и крафтовых мини-баров
Доля небольших торговых помещений площадью до 30 кв. м в Москве за последний год выросла минимум на треть и превысила 30% от общего числа торговых помещений на главных торговых улицах столицы. Об этом «РБК-Недвижимости» сообщила руководитель направления аренды торговых центров CBRE в Москве Марина Чернякова. В компании Colliers International также подтверждают тенденцию увеличения доли небольших помещений.

Помещения минимальных площадей (10-15 кв. м), как правило, занимают недорогие несетевые кафе, продуктовые магазины и предприятия бытовых услуг, которые открываются у метро или на первых этажах «сталинок» в центре Москвы, объяснили «РБК-Недвижимости» в брокерской компании ILM.
Спрос на микропомещения вырос в разы, подтверждает тенденцию председатель совета директоров RRG Денис Колокольников, который связывает ее с гастрономическим бумом последних лет. Как правило, речь идет о тематических заведениях, кафе, предлагающих монопродукт и представляющих нишевую кухню: например, лапшичная Doodles на Покровке, кафе-пироговая «Скалка» на Кузнецком мосту, греческий фаст-фуд «Калимера» на Мясницкой улице, вьетнамский фаст-фуд Phở Bò и другие. «Долгое время общепит был типовым, серийным. Маленьких кофе-поинтов с авторским кофе, бургер-джоинтов, паназиатских, еврейских концептов различных форматов, крафтовых мини-баров в Москве просто не было. Рестораторы начали активно экспериментировать с этой темой относительно недавно, хотя на мировом рынке подобных заведений очень много», — говорит Колокольников. Обороты таких закусочных в пиковые сезоны могут достигать порядка 7-10 млн руб. в месяц, то есть почти столько же, сколько зарабатывает полноценный ресторан, утверждает Марина Чернякова.

Самую большую нишу в этом сегменте стрит-ретейла, по словам брокеров, занимают кофейни. «Ретейлеры довольствуются исключительно барной стойкой, кофемашиной и холодильником. Это требует площади не более 10-20 кв. м, некоторые соглашаются и на 5 кв. м при правильной конфигурации помещения. Все это минимизирует затраты и позволяет снизить стоимость кофе в два-три раза по сравнению с крупными сетевыми кофейнями», — отмечает заместитель руководителя отдела торговой недвижимости ILM Егор Левченко. По этому принципу в столице работают сети кофеен «ДаблБи», Cofix, Take and Wake и многие другие.

Рост числа небольших помещений в стрит-ретейле Москвы — тенденция последних пяти лет, которая сформировалась под воздействием ряда факторов, в том числе сноса ларьков, благоустройства улиц и подземных переходов, указывает директор направления стрит-ретейл Knight Frank Виктория Камлюк. Арендаторы, по данным компании «Магазин магазинов», все чаще выбирают такие мини-форматы с целью оптимизации затрат, собственники — для быстрой сдачи в аренду, поскольку спрос на большие помещения (от 300 кв. м) сильно просел.

Большинству владельцев крупных площадей сейчас приходится делать более мелкую нарезку для быстрой реализации лотов, отмечают все опрошенные «РБК-Недвижимостью» брокеры. Однако удается это не всегда. «Помещения, если и делятся на блоки, то в соответствии с доступом арендатора к различным коммуникациям (электричество, отопление, «мокрые» зоны), входной группе, витринам, рекламным поверхностям на фасаде и так далее. Еще пару лет назад поиск в аренду небольшой площадки не представлял затруднений: подобные лоты можно было найти в снесенных объектах самостроя. Поскольку количество альтернативных вариантов постепенно сокращается, кажется, что и спрос на мини-форматы повышается, однако правильнее говорить не о росте спроса, а о сокращении предложения», — добавляет Виктория Камлюк.

Диапазон ставок аренды на небольшие помещения очень широк: базовые показатели для палатки в подземном переходе и для пункта обмена валюты, расположенного на первом этаже, отличаются в десятки раз. Если небольшой стационарный объект обладает определенными характеристиками (например, электрические мощности, отдельный вход, расположение вблизи станции метрополитена и т.д.), то ставка аренды помещения может быть достаточно высокой — по данным Knight Frank, около 150-180 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Кроме того, стоимость аренды сильно зависит от улицы, на которой расположен объект. «Здесь некорректно вычислять «среднюю температуру по больнице», но можно однозначно сказать, что цена аренды будет на 20-30% выше, чем средняя ставка на конкретную улицу», — добавляет Денис Колокольников.

Источник: realty.rbc.ru

Поделиться!