Афанасьева Лариса Михайловна, Генеральный директор Meeting Point, продолжила рассказывать читателям OFFICE NEWS про изменения на рынке коворкингов в пандемию, осветила востребованность коворкинга «на час» и перспективу специализированных коворкинков.

 — Лариса Михайловна, есть ли пространства, которые вообще не «просели» в пандемию?

Благодаря клиентоориентированной политике компании нам удалось сохранить до 80% загрузки по офисам. Мы старались максимально идти навстречу нашим арендаторам и предоставляли отсрочки по платежам. Помимо этого, в пуле наших клиентов много компаний со стабильным бизнесом, которые при всей сложности ситуации остались на плаву.

— Как выглядит типовой арендатор коворкинга осенью/зимой 2020, какого размера это компании?

Сейчас сложно говорить о каком-то определенном типовом арендаторе.

В коворкинг приходят совершенно разные люди и компании из разных отраслей, из общего у них, пожалуй, только цель — оптимизировать свои бизнес-процессы и снизить затраты на аренду. В этом одинаково заинтересованы и средний и малый бизнесы — специалисты, фрилансеры, корпорации.

Самоизоляция и удаленный формат вносят свои коррективы в работу всех видов бизнеса вне зависимости от его размера. Поэтому в коворкинге может оказаться и стартап, который проводит встречи с командой и клиентами в переговорных комнатах, и крупная компания, которая снижает расходы на аренду.

Среди наших клиентов есть те, кто полностью отказался от прямой долгосрочной аренды и перевел всю свою команду в коворкинг.

 — Насколько востребована услуга «коворкинг на час» и почему?

Более востребованная услуга чем “коворкинг на час” — это почасовая аренда переговорных комнат.

Переговорные пользовались спросом и до пандемии, но стали заметно набирать большую популярность весной, когда вводились первые ограничения, под которые первыми попали рестораны и кафе, где также принято было проводить бизнес-встречи. В поиске альтернатив, люди стали выбирать переговорные в коворкинге — отдельное помещение с хорошим интернетом и сервисом. Те, кто предоставляет такую услугу ощутили повышенный спрос с притоком этой части клиентов. 

Meeting Point

После выхода из карантина этот тренд сохранился. Оказалось, что проводить переговоры в коворкингах по сравнению с ресторанами заметно комфортнее — стабильный интернет, тишина, отсутствие посторонних людей, при необходимости вам организуют кофе-брейк. У нас в Meeting Point все это отработано до мелочей.

 — Компании, которые арендуют у вас пространство, как правило, делают это под один и тот же состав сотрудников или меняющийся, имеется ввиду сотрудников в штате этих компаний больше, чем арендуемых рабочих мест?

По-разному. С учетом введенных СанПиН норм и требований на рабочее место постоянные арендаторы запросили дополнительные площади для того, чтобы рассадить своих сотрудников с соблюдением социальной дистанции.

В то же время, некоторые арендаторы, наоборот, отказались от части офисов, так как перевели своих сотрудников полностью на удаленный формат работы. Они сохранили только самое необходимое количество рабочих мест и проводят встречи в переговорных, пользование которыми также входит в стоимость аренды офиса.

У нас есть возможность подстроится под запрос и необходимости арендатора, в этом и заключается гибкость арендных отношений в коворкингах.

 — Есть ли перспектива специализированных коворкингов (специальные проекты под конкретных потребителей: дизайнеров, IT-специалистов, врачей, молодых мам)? В Москве и в регионах.

На рынке уже есть проекты отраслевых коворкингов, специализированных по сферам деятельности. Существует коворкинг для адвокатов, есть социальный проект “Мама работает”, для молодых мам с детьми.

По нашему опыту, специализация не особо важна. Куда более серьезную роль играет бизнес-среда и уровень сервиса — ресепшен, переговорные комнаты с обслуживанием, высокоскоростной интернет, вся необходимая оргтехника от ноутбука до сканера. Эти критерии влияют на лояльность всех категорий клиентов — от ювелирного бизнеса до авиакомпаний.

 — Какие планы по развитию сети Meeting Point?

Планируем расширяться, как в рамках Москвы, так и в регионах. Основные бизнес-модели, по которым работает сеть — аренда, управление и франшиза.

Франшиза Meeting Point — новый продукт этого года, разработанный нами, в том числе, для выхода в регионы. Франшиза позволит владельцам бизнес-центров, и не только им,  открыть востребованный формат под известным брендом. Это более быстрый вход в рынок по сравнению с построением коворкинга с нуля.

Meeting Point

В прошлом году мы проводили собственное исследование регионов. В первую очередь нам были интересны крупные города с высокой бизнес-активностью, такие, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Новосибирск, Казань, Пенза и другие. Изучали деловую среду, текущий рынок- спрос и предложение. Коворкинги очень ограниченно представлены в регионах — несколько филиалов крупных сетей и пара-тройка достойных местных проектов. Наиболее насыщенные в этом смысле города Санкт-Петербург и Екатеринбург. При этом мы отметили очень позитивный тренд — культура коворкингов проникает в города, где еще год-два назад владельцы помещений не знали и не думали о формате коворкинга. На практике это подтверждается и тем фактом, что сегодня мы получаем запросы из таких городов, как Петропавловск- Камчатский, Челябинск, Воронеж, Петрозаводск.

 Надеюсь, что уже в 2021 оду мы реализуем наш первый региональный проект.

 — Коворкинг может реагировать на изменения организации офисного пространства в техническом смысле, требуемые во время и после COVID-19, быстрее и эффективнее, чем традиционные офисные помещения. В этом основное преимущество в новых условиях, как Вы считаете?

Соблюдать новые условия СанПиН необходимо всем, и у нас, и у традиционных офисов нет выбора в этом вопросе.

Разница в том, что коворкинг освобождает арендатора от этих обязанностей и берет на себя вопросы дезинфекции, организации дополнительного клининга, закупку СИЗ, организации социальной дистанции.

Коворкинг – это, в первую очередь, сервис, мы снимаем с наших арендаторов заботы, которые мешают их бизнес — процессам.

 — Почему сегодня коворкинг выгоднее чем офис?

Основное преимущество коворкингов на сегодняшний день, как показала пандемия — гибкость. Арендатор может изменить количество арендуемых рабочих мест, может переместиться в зону опенспейс, может пользоваться переговорными. Он не так жестко связан арендуемыми квадратными метрами, как в случаях классической аренды, остается пространство для маневра в случае непредвиденных обстоятельств. Также коворкинг предлагает опцию краткосрочной аренды, которая для многих комфортнее, чем долгосрочные контракты.

Коворкинг предлагает готовый к работе офис — от карандашей до мебели, от интернета до вкусного кофе. Вы приходите в удобное пространство и думаете только о своем бизнесе.

 — Есть ли категории компаний, кому все же выгоднее оставаться в офисе, какие это организации и с чем связана такая особенность.

Логично предположить, что если у владельцев бизнеса есть здание в собственности, то они не будут рассматривать коворкинг в качестве офиса для компании. Выгоднее организовать все на своих площадях. А коворкинг, как вариант, пригласить для управления, чтобы снизить затраты на АХО.

В случае, если у компании своя особенная экосистема, важная для бренда и корпоративной культуры, то они также скорее будут использовать классическую аренду и организовывать пространство на свое усмотрение, без “соседей” по пространству.

А в целом, мне кажется, все зависит от владельца бизнеса и предпочтений управляющей команды.

 

 — Какие сценарии развития рынка коворкингов вы видите на ближайший год-два.

Коворкинги сохранят популярность за счет своей гибкости и удобства. В связи с этим мы ожидаем стабильный рост рынка, как в Москве, так и в регионах.

Интерес к коворкингам будут проявлять не только владельцы офисных центров, но и ритейл, и представители жилой недвижимости.

В плане формата предполагаю, что будущее за “смарт-офис”, по крайней мере в ближайшей перспективе. Он позволяет соблюдать требования СанПиН, снижать количество контактов между людьми, что по прогнозам, как минимум год еще будет актуально.

Спрос будет, как со стороны частных предпринимателей, представителей МСБ, так и со стороны крупных компаний.

 

Благодарим пресс-службу Meeting Point за содействие в организации интервью и предоставленные фотоматериалы.