Афанасьева Лариса, Meeting Point: Как менялся рынок коворкингов за последний год (Интервью. Часть 1)

Афанасьева Лариса Михайловна, Генеральный директор Meeting Point, рассказала читателям OFFICE NEWS в чём отличие «смарт офиса», «гибкого офиса» и коворкинга, как менялся рынок коворкингов за последний год и как выстроились отношения с арендаторами во время пандемии.

 — Лариса Михайловна, у Вас большой опыт управления в компаниях по инвестированию и бизнес-планированию. Как вы пришли в сферу «сервисных» офисов?

Более 10 лет я занимаюсь управлением бизнес-процессами в российских компаниях. Основная сфера деятельности недвижимость и строительство-это довольно близкие рынки с офисной недвижимостью. Мне, как специалисту финансовой сферы, интересно новое направление с точки зрения развития бизнеса в целом, стратегического планирования, операционного управления и маркетинга. Тем более, что формат становится все более популярным и востребованным. К команде Meeting Point я присоединилась два года назад, за это довольно насыщенное на события время мы пересмотрели ряд основных моментов в стратегии развития компании, подписали две новое локации в Москве, заключили несколько крупных сделок с моноарендаторами, «пережили» локдаун, запустили проект-франшиза Meeting Point для расширения сети в том числе в регионы.

— Сейчас все чаще можно услышать термины «смарт офис», «гибкий офис» это одно и тоже что и коворкинг или все-таки нет, в чем отличие? Какое название все-таки верно.

Вопрос классификации на нашем рынке стоит довольно давно. Когда появились отраслевые премии стало понятно, что существуют разные форматы и оценивать их в одной категории неправильно.

Поэтому, да — разница в определениях конечно же есть. Коворкинг — это общее понятие и чаще всего воспринимается, как большое открытое пространство с рабочими местами и общими зонами. Формат развивается в ответ на потребности и запросы клиентов, в результате чего появились новые виды “смарт офис”, “гибкий офис”, “сервисный офис” и другие.

В отличие от классического коворкинга в “смарт офисах” акцент сделан на зонирование помещения на отдельные офисы — для индивидуальной работы и для команд. Это основное определяющее отличие. При этом также остаются общие зоны — переговорные комнаты, залы для мероприятий, лаунджи, ресепшн, которыми пользуются все арендаторы.

Если говорить о Meeting Point, мы относимся к формату “смарт офис” и “сервисный офис”.  Опенспейс у нас составляет малую долю пространства, а основное внимание уделено именно изолированным офисам и высокому уровню обслуживания, как важной части нашего предложения.

Для того, чтобы рынок коворкингов четко определился с категориями, необходимо участие профессионального сообщества, аналитиков и экспертов по недвижимости. Они могут выработать основные критерии, по которым объекты будут классифицироваться, как это было в свое время сделано с бизнес-центрами.

 — Как менялся рынок коворкингов за последний год?

2020 год полон вызовов, рынок коворкингов пострадал наравне с другими отраслями, но к особо пострадавшим причислен не был и остался без какой-либо поддержки. Фактически все “выживали” сами. Непростые переговоры шли и с лэндлордами, далеко не все владельцы коворкингов получили послабления по арендной нагрузке. Параллельно приходилось вести очень лояльную клиентскую политику, чтобы сохранить всех арендаторов и не потерять бизнес.

Однако коворкинги прошли проверку на прочность и после отмены жестких ограничений довольно быстро отыграли свои позиции. Помогла гибкость, заложенная в саму модель коворкинга, которая дает возможность эффективно адаптировать свое предложение под быстро меняющийся спрос.

Сейчас уже очевидный факт, что пандемия заставила владельцев бизнеса пересмотреть свое отношение к аренде. После карантина рынок коммерческой недвижимости изменился. Компании перевели сотрудников на удаленный формат работы, съехали из офисов.  И коворкинги, пожалуй, стали тем единственным сектором рынка недвижимости, который в кризисное время получил возможности для роста. Небольшие площади и высокий уровень сервиса — то, что стало востребовано.

Обратите внимание, что новые пространства появляются как раз в формате “смарт офисов”, классический опенспейс-коворкинг с отдельными рабочими местами менее востребованная история сегодня. В том числе из-за дополнительных правил и ограничений, которые привнесла пандемия в офисную жизнь.

Думаю, что у всех, этот год пошел не по плану, какие-то проекты из-за пандемии пришлось подвинуть. Например, в мае мы готовились к открытию новой площадки в лофт-квартале Даниловская мануфактура. Во время карантина застопорились строительные работы и нам пришлось перенести открытие на конец года. Тем не менее, сейчас, в ситуации, когда многие компании пересмотрели свое отношение к квадратным метрам и формат коворкинга еще больше набирает популярность — новое пространство Meeting Point запускается в нужное время и в нужном месте.

 — Как изменились отношения с арендаторами помещений после пандемии? Какие новые условия в договор вы бы внесли в текущих условиях?

Скорее всего, многие компании -арендаторы задумались о краткосрочной аренде, или, как минимум, о более гибких условиях выхода из договора. Ранее прямая аренда заключалась на 5 и более лет. Опыт этого года показал, что это риски и потери. Поэтому логично владельцу бизнеса оптимизировать эту часть расходов. Переезд в коворкинг- тоже выход, поскольку аренда возможна от 1 месяца до нескольких лет. Проще отказываться от каких-то площадей при сокращении бизнеса или, наоборот, добирать необходимые при расширении.

Что касается самих коворкингов, мы прекрасно понимаем, как трудно пришлось лендлордам. Поскольку сами находимся примерно в том же положении относительно своих клиентов. Требовать от них в ситуации локдауна полной отмены платежей — невозможно. Вариант, который может устроить обе стороны – предусмотреть договором скидки на случай локдауна. Надеемся, что прибегать к этому пункту договора все-таки не придется и еще одного карантина с самоизоляцией не случится.

Также есть разные модели работы, не обязательно входить в отношения арендатор-арендодатель. На волне интереса к коворкингам многие девелоперы готовы обсуждать управление своими площадями. В таких отношениях договора аренды не существует, и соответственно высоких рисков по арендным платежам. Затраты на ремонт несет собственник, оператор приходит и работает под своим брендом, занимается продажами, получает процент от выручки пространства.

Часто у владельцев помещений есть желание открыть коворкинг, есть свободные площади, однако нет компетенций. В таком случае приглашение опытного оператора в управление проектом — хорошее решение.

 — Какая у вас заполняемость в рабочих местах по точкам?

Средняя загрузка сети по офисам на сегодня составляет 85%. При этом в двух локациях из 5 у нас моноарендаторы, которые занимают 100% площадки.

Благодарим пресс-службу Meeting Point за содействие в организации интервью и предоставленные фотоматериалы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…

O1 Standard определила ключевые достижения компании за 2023 год

В 2023 году O1 Standard продолжила укреплять позицию лидера рынка Москвы, предлагая высококачественные услуги по управлению и эксплуатации коммерческой недвижимости. Компания успешно реализовала ряд инноваций по эксплуатации и техническому обслуживанию, внедрила новые решения по коммерческому управлению и консалтингу объектов, а также организации обслуживания арендуемых площадей.

Nikoliers: В 2023 году объем ввода торговой недвижимости в регионах России вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году в России было введено порядка 252,3 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости. Из них 158,9 тыс. кв. м – объем нового предложения в регионах страны. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем ввода может вырасти еще на 62,6%. 

Apollax Space закрыл ряд сделок под занавес 2023 года

Окончание бизнес-сезона ознаменовалось для Apollax Space заключением трёх сделок в сервисных офисах «Империя» и «Новосущевский». Общая площадь сданных помещений составляет около 2 735 кв. м, в них разместились 374 рабочих места.