Алексей Шарапов, президент Becar Asset Management

Алексей Шарапов, президент Becar Asset Management о кондо-формате для девелоперов жилья

Александр Шарапов, президент Becar Asset Management: «В апарт-отелях есть та самая добавленная стоимость, которой не хватает традиционному жилью.»

Почему строительство апарт-отелей сравнялось по выгоде с жильем?

Полагаю, только ленивый еще не рассказал об ажиотажном спросе на жилье и склады, случившемся в России на фоне общего кризиса и падения экономики. Однако эти два сегмента стали не единственными, где девелоперы получили неожиданную, но вполне логичную выгоду: локдаун спровоцировал повышенный интерес к апарт-отелям, ранее находившимся в условном втором эшелоне рынка недвижимости. И вот почему.

Цены на квартиры в российских новостройках подскочили в «ковидном» 2020 году на 19,2%. Такие цифры приводили несколько месяцев назад эксперты портала «Мир квартир». А в JLL выяснили, что инвестиции в склады выросли в прошлом году в 2,5 раза. В первом случае на руку сыграла льготная ипотека, а во втором — рост e-commerce.

Если быть точным, то основной рост цен на новостройки произошел во втором полугодии: сразу после снятия локдауна люди начали массово скупать жилье, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге. Лидером по росту цен среди крупных городов стал Сочи — «квадрат» подорожал здесь за год на 39%, подсчитали в компании «Авито-Недвижимость». Следом по динамике идут Калининград и Брянск, Северная столица же поделила четвертое место с Нижним Новгородом. В итоге доходило даже до отказа девелоперов от рекламы: иначе спрос было просто не сдержать.

Разумеется, главной причиной роста цен стала рекордно низкая ставка по ипотеке, но если бы дело было только в ней, то цены и росли бы только в России. Однако повышательный тренд мы видим во многих странах мира. Например, в США дома за год подорожали примерно на 20%. Вторая причина кроется в запущенном печатном станке и триллионах долларов, которые выплеснулись в результате на рынок. И наконец, третья причина — чисто российская. Это переход большинства строек на финансирование через счета эскроу, что автоматически увеличило затраты на строительство и среднюю цену квадратного метра.

По этой третьей причине средний рост цен на квартиры в России был больше, чем в мире. Может показаться, что жилье стало «новым золотом» для девелоперов, но, как говорится, есть нюансы. Далеко не всем девелоперам доступно кредитное финансирование по новой схеме, да и разрешение на строительство многоквартирного дома по 214-ФЗ с 2018 года могут получить только застройщики, имеющие соответствующий опыт (не менее трех лет) по строительству не менее 10 тыс. кв. м. Поэтому для входа на рынок жилья нужен надежный партнер — с землей или документами на руках и четким бизнес-планом.

Последнее особенно важно, потому что конкуренция на рынке недвижимости просто зашкаливает.

Что интересно, с одной стороны, рынок перегрет, а с другой — стоимость аренды жилья снизилась, и довольно существенно — процентов на 10, а то и на 15. Как следствие, доходность от вложений в жилье с целью сдачи в аренду уже даже не 5-6%, а 3-4% годовых. А это уже совсем грустно, при том, что большая часть денег, снятых с банковских счетов, пошла как раз на инвестиции в жилье с целью дальнейшей его сдачи в аренду. По той же самой причине сильно росли цены на апартаменты и апарт-отели кондо-формата, а также на коливинги. В Москве цены на апартаменты выросли, по данным Becar, на 19%, в Петербурге — на 1016%. Но если доходность одних стагнирует либо идет вниз, то других — растет. Так, например, наши кондо-отели уже в первый год работы показывают доходность в 8% годовых, а в целом по всем нашим проектам мы прогнозируем ее увеличение до 17%.

Спрос на жилье и апартаменты традиционного формата (в последнем случае мы говорим о так называемом «псевдожилье») в ближайшие 2-3 года, конечно, сохранится. Лайфстайл-отели и коливинги будут «отъедать» свою долю рынка. Все потому, что на арену вышли арендаторы поколения молодых креативщиков и «цифровых кочевников». Еще 30 лет назад их не было на рынке. Это блогеры, айтишники, веб-дизайнеры. Они не богаты, но зарабатывают больше, чем инженеры и менеджеры среднего звена на предприятиях. Им нужны:

  • сервис, чтобы все было в «один клик» на базе цифровой платформы, ивент-менеджеры, чтобы развлекали, и мероприятия, чтобы не думать о досуге.

Именно для такого рода потребителей в России нет своего продукта, а их доля в общей массе тех, кто формирует спрос, растет с каждым годом. То есть ниша есть, и она постоянно увеличивается. Мы это поняли еще в 2013 году, когда и приняли решение выйти на рынок апарт-отелей. Тогда предложения на нем не было от слова «совсем». Эти тренды в Россию только-только приходят, но они будут пользоваться большим спросом в ближайшие годы. В них есть та самая добавленная стоимость, которой не хватает традиционному жилью.

Если взять в пример наш последний проект отеля, то при средней себестоимости в 90 тыс. руб. за 1 кв. м средняя цена его реализации частным инвесторам — около 175 тыс. руб. Подобный уровень доходности стал возможен за счет того, что все наши проекты мы продаем в формате all inclusive: в них все уже есть, от мебели до гостиничного сервиса. Именно поэтому, если апартаменты продаются на 15-20% дешевле квартир аналогичной площади и метража в окрестностях, то сервисные апартаменты гостиничного типа (официально они называются именно так) — на 15-20% дороже.

При этом кондо-формат, который мы для себя избрали, позволяет игнорировать главную проблему девелоперского рынка России — дефицит «длинных денег». Для этого все номера «раскадастрируются» (то есть каждый из них становится отдельным объектом недвижимости) и распродаются в розницу. Фактически это альтернатива инвестиционной квартире для сдачи в аренду, но дешевле (за счет площади), с меблировкой и управлением; это готовый бизнес, но с доходностью в два-три раза выше, чем у обычных квартир.

Источник: Becar Group

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

«Метриум»: Число проектов на стилобате за десять лет выросло в четыре раза

Одним из главных архитектурных трендов последних лет стало строительство жилых и апарт-комплексов на стилобате – функциональной наземной платформе. По данным аналитиков компании «Метриум», сейчас на первичном рынке «старой» Москвы представлено 73 таких проекта. За десять лет их число выросло на 305,6%, то есть более чем в четыре раза.

IBC Real Estate: Инвестиционный потенциал складского рынка набирает обороты

В топе собственников складской недвижимости России продолжают происходить изменения. Институциональные инвесторы и девелоперы активно наращивают свои портфели. Лидером по темпам прироста стала УК «Современные Фонды Недвижимости», которая за последние 5 лет приобрела более 1 млн кв. м и вошла в Топ-3 крупнейших портфельных собственников.  Аналитики IBC…

DDX Fitness откроет новые фитнес-центры в сети районных центров «Место встречи»

ADG group и сеть фитнес-центров DDX Fitness расширяют сотрудничество. До конца 2024 года четыре новых фитнес-центра DDX откроются в объектах сети «Место встречи» – «Алмаз», «Орион», «Первомайский» и «Планета».

В Казахстане открыто представительство IBC Global

В рамках стратегии расширения на международные рынки, консалтинговая компания IBC Global открыла офис в Казахстане под брендом IBC Central Asia. Новое представительство, расположенное в деловом центре города Алматы в БЦ «Кен-Дала», позволит эффективнее выстроить работу с казахстанскими, российскими и международными (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и ОАЭ) покупателями, клиентами, собственниками и инвесторами.

Для более чем 1,5 млн пассажиров станции «Кунцевская» построят 2430 кв. м сопутствующей коммерческой инфраструктуры

Строительство новой коммерческой инфраструктуры направлено на обеспечение запросов пользователей транспортно-пересадочного узла «Кунцевская». Так здесь появятся продуктовые магазины, аптеки, кафе и рестораны, объекты досуговой инфраструктуры и бытовые сервисы. Возведение объектов инфраструктуры ведется в рамках реализации масштабного проекта транспортного развития столицы. В составе ТПУ «Кунцевская» на улице Молдавская запланирован бизнес-центр класса «А» – Upside Kuntsevo общей площадью 36 тыс. кв. м.

В БЦ «РТС «Медведково» новый резидент – крупная компания в области строительства

Конец января ознаменовался крупной сделкой. Группа компаний «РИОТЭКС» подписала договор аренды с компанией «АКФИКС-РУС», которая заняла офис на 5 этаже, общей площадью более 1000 кв.м. в бизнес-центре «РТС «Медведково» по адресу: Чермянский проезд, 7.

IPG.Estate: В петербургском бизнес-центре «Морская Столица» – новый арендатор

Российская компания INVOTEK ENERGY арендовала офис площадью около 360 кв.м в новом бизнес-центре класса А «Морская Столица». Консультантом сделки выступила консалтинговая компания IPG.Estate.

Инвестор возведет офисный центр в Пыхтине

В ТиНАО рядом со станцией метро «Пыхтино» появится офисный центр на более чем 4,6 тысячи рабочих мест. Работы ведутся в рамках городской программы стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

В ТРЦ «РТС» на Дмитровке откроется новое заведение – «КиберЛаунж»

В конце января текущего года Группа компаний «РИОТЭКС» заключила договор с современным пространством «Киберлаунж». Новый резидент занял порядка 800 кв.м. на 4 этаже торгово-развлекательного центра «РТС» по адресу: Дмитровское шоссе, 98.

Nikoliers: Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Новосибирск стали лидерами по обеспеченности складскими площадями в регионах

По итогам 2023 г. наибольшее значение показателя обеспеченности складскими площадями наблюдается в таких городах-миллионниках (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), как: Екатеринбург (1 404 кв. м на тыс. чел), Ростов-на-Дону (1 057 кв. м на тыс. чел) и Новосибирск (965 кв. м на тыс. чел).