Андрей Бондаренко агентство Рентавик, учредитель ассоциации КОКОН

Андрей Бондаренко, совладелец агентства недвижимости «Рентавик», Член Правления ассоциации «КОКОН» рассказал журналу OFFICE NEWS о методах защиты агентств недвижимости от непорядочных заказчиков:

Мы формируем новый уровень взаимоотношений между собственниками коммерческой недвижимости и агентствами, специализирующимися на сделках в данном сегменте. Получили большое количество позитивного опыта, планируем практиковать такие кейсы и дальше. В конечном итоге, должны прийти к тому, что добросовестные собственники будут работать с агентствами недвижимости сверхэффективно и максимально оперативно, а непорядочные, те которые ранее предпочитали потреблять услуги и не платить за них, останутся один на один с рынком, в том виде, в который он сейчас трансформируется, и, очень вероятно, собственными пустующими помещениями.

Миссией Ассоциации КОКОН является создание и развитие цивилизованного рынка коммерческой  недвижимости. Одним из основных преимуществ членства в Ассоциации является поддержка Ассоциацией ее участников в разрешении споров и конфликтных ситуаций. Создан Реестр неблагонадежных собственников, доступ к которому имеет каждый участник Ассоциации. Бывают случаи, когда владелец коммерческой недвижимости решает пойти нечестным путем – не оплачивать услуги агентства. Такая мысль обычно возникает не сразу, а по завершению всех работ по согласованию и подписанию договора аренды. Тем эти ситуации и неприятны: услуга оказана, сил и времени затрачено много, а в оплате собственник отказывает.

Главной предпосылкой для такого решения обычно является отсутствие заранее заключенного договора на оказание услуг, правильно подписанного листа просмотра, либо если брокер оставляет процесс работы по помещению без должного внимания: обменивает собственника и клиента прямыми контактами, не присутствует на просмотрах и переговорах. К сожалению, после того, как услуга оказана, ее ценность для собственника резко падает. Если на этапе привлечения клиента (арендатора, или покупателя) владелец недвижимости готов на многое (обещает поднять комиссию, идет на уступки по условиям и срокам), то после того, как договор с клиентом подписан и все вопросы решены, необходимость и качество услуг брокера умышленно обесценивается и ставится под сомнение. «А что вы сделали? Просто привели клиента? Где ваш труд?» — спрашивает такой собственник. Никакие доводы о том, что мы живем и работаем в информационном пространстве, где поиск клиента – это прежде всего правильность подачи информации в нужное время и в нужном месте, ее качество и актуальность, не работают. Информация о том, что агентство недвижимости тратит колоссальные бюджеты на рекламу, поисковое продвижение, оптимизацию, совершенствование рабочих процессов и проведение показов, такому собственнику кажется надуманной и преувеличенной.

Но, отказывая в выплате комиссионных, собственник напрочь забывает о том самом информационном пространстве, в котором скорость и легкость обмена сведениями создает колоссальные репутационные риски для обманщиков. Мало кто существует на рынке разовой сделкой. Все циклично, и даже если у владельца есть всего одно помещение, то рано или поздно ему придется выйти с ним на рынок. И вот тут уже скажутся последствия его поступков. Одним из самых действенных методов в решении вопросов с собственниками является Карусель. Это акция по отправке всеми членами Ассоциации письма о приостановке сотрудничества Собственнику на своем фирменном бланке по утвержденной Ассоциацией форме, за подписью руководителя компании.

Карусель проводится только если компания уже самостоятельно использовала предварительные способы решения проблемы, и они ни к чему не привели. Одновременно компания собственника и его объекты добавляются в черный список ассоциации – реестр недобросовестных собственников, к которому есть доступ у всех участников ассоциации КОКОН.

Действенность и эффективность метода говорит о том, что многие собственники живут в прошлом, не понимая основ современной действительности. Интернет все помнит. Нельзя просто так что-то натворить, а потом потребовать убрать информацию об этом из сети. Ассоциация по-настоящему сплотила компании, которые раньше считали себя конкурентами и соперниками. Оказалось, что совместная работа приносит гораздо больше пользы, чем попытки обойти и обхитрить коллег.

Момент, когда собственнику начинают приходить «письма счастья» от огромного числа агентств недвижимости, является точкой осознания того, что одноразовая экономия на невыплате комиссионных может обернуться в будущем реальными потерями от простоя помещения. И умный человек в данной ситуации всегда принимает единственно правильное решение – встать на путь исправления. Ведь исправленная ошибка уже не является таковой.

Урегулирование вопроса с выплатой комиссионных позволяет собственнику покинуть реестр и вернуть доверительное отношение участников рынка.