Безнал по QR: какие бизнесы его используют и почему?

Оплата по QR-коду востребована предприятиями любого масштаба, при этом особую симпатию новая механика завоевала в сегменте малого бизнеса, ведь с её помощью предприниматели могут сэкономить на эквайринговой комиссии и оборудовании. Кто использует такую оплату чаще всего, и о каких особенностях приема QR-платежей нужно знать предпринимателям?

В каких отраслях бизнеса наиболее активно используют оплату по QR и почему, рассказывает Ольга Кукушкина, коммерческий директор ИТ-компании «Эвотор».

Эвотор интегрировал сервис Сбера «Плати QR» летом 2020 года. На кассе реализовано два сценария оплаты. В первом случае ― касса сгенерит QR-код на экране и покупателю нужно будет его считать. И второй сценарий ― когда покупатель в приложении сам генерит код, который кассир сможет считать сканером или камерой кассы. За год работы сервис доказал свою востребованность среди предпринимателей по всей стране. 

От Москвы до самых до окраин

По числу активных пользователей сервиса Сбера «Плати QR» в экосистеме Эвотора лидирует Московская область, Москва и Челябинская область. Также в топ-10 входят: Санкт-Петербург, Иркутская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Приморский край, республики Карелия и Коми. Мы видим, что QR используют как в городах-миллионниках, так и в поселках городского типа.

Среди них ― небольшие продуктовые, в том числе специализированные магазины, турфирмы, автосервисы, салоны красоты и фитнес-центры, магазины одежды, электронных сигарет, аксессуаров для смартфонов и мелкой электроники, косметики и других непродовольственных товаров, полиграфии, поликлиники и стоматологии.

Предприниматели называют несколько ключевых особенностей приема QR-платежей:

• Экономия на безнале. Комиссия по QR ниже, чем по эквайрингу

Главное преимущество использования QR-кодов для продавца ― более низкая комиссия, чем по эквайрингу. Комиссия по «Плати QR»: 0,6% для организаций соцсферы, 1% (но не более 10 000 рублей за транзакцию) по крупным покупкам (турпутевки, автомобили, недвижимость); 1,5% ― для других отраслей.

Оплата по QR интересна в первую очередь низкомаржинальному бизнесу, где ставки по эквайрингу могут «съедать» заметную часть прибыли. У турфирм комиссия по эквайрингу сравнительно невысока — 1,4-1,6%, но по QR ― 1%, при этом есть лимит в 10 000 рублей за транзакцию. Средняя маржинальность туров ― 6-7%.

Но даже в бизнесе с небольшим средним чеком разница в комиссии имеет значение. Так, у многих опрошенных нами предпринимателей комиссия по эквайрингу составляла 2-2,5%, а по QR ― 1,5%. Даже разницу в 0,5 процентных пункта бизнес считает достаточно веским аргументом для того, чтобы переходить на QR.  

• При отсутствии эквайринга на точке можно принимать безнал по QR  

Сейчас по закону принимать карты (в законе речь идет, в первую очередь, о картах МИР) обязаны торговые точки с оборотом более 40 млн рублей за прошлый год. Но, как отмечают сами предприниматели, покупатели все реже пользуются наличкой. 

В декабре 2020 года, по данным «Эвотора», доля безналичного оборота в торговых точках малого и среднего бизнеса достигла 55%. Для многих видов бизнеса ― например, магазинов одежды и обуви, салонов красоты, фитнес-центров ―  прием карт на точке имеет критическое значение. Но даже для киосков печати и ремонта обуви отсутствие POS-терминала может сказаться на выручке.  

При отсутствии эквайринга некоторые предлагают покупателям, у которых нет при себе наличности, сделать перевод на карту. Но за перевод может сниматься комиссия и не начисляются бонусы. Более того, не остается чека, который, в случае возникновения спорной ситуации, мог бы стать подтверждением покупки и помог бы клиенту в решении вопроса. Так что клиенту выгоднее оплата по QR-коду: нет комиссии, зато есть все документы и бонусы, как при оплате картой.

Оплата по QR-коду может стать как дополнением к «классическому» эквайрингу, так и доступной альтернативой приёму наличных. Собственно, именно так используют QR некоторые из предпринимателей в экосистеме «Эвотора», среди них небольшие региональные сервисные предприятия (шиномонтажи, полиграфии и др.)

Кроме того, внедрение оплаты по QR на торговой точке технически намного проще и быстрее. Не нужно настраивать оборудование и можно сэкономить на покупке/аренде оборудования. 

• QR-платежи нужно фискализировать, если нет интеграции с кассой

При интеграции QR-платежей в кассовое оборудование, касса будет сразу пробивать чек. Но при использовании статического QR в виде «наклейки» продавцу нужно дополнительно пробить чек (это не касается тех видов бизнеса, которые могут не использовать онлайн-кассу: киоски печати, по ремонту обуви, продаже напитков на розлив (квас) и мороженого, сезонной торговле вразвал овощами). 

К сожалению, не все об этом помнят или знают. В практике наших предпринимателей были случаи, когда в сервисной точке не пробивали чеки на большой объем QR-платежей.  А это может грозить проблемами с налоговой службой при проверках. 

• Покупатели не знакомы с оплатой по QR

Оплата по QR пока не стала привычной для покупателя. В этом сходятся все предприниматели, успешно использующие такой вид оплаты: 

«Сначала на карты не хотели переходить, потом боялись карты в телефон закачивать, сейчас QR-а боятся. Людям трудно перестраиваться, многие из-за незнания технологии опасаются дополнительных списаний. Мы, предлагая оплатить по QR-коду, зачастую рассказываем клиентам о том, как работает сервис – тогда все опасения снимаются, и клиент с удовольствием пробует новую опцию», ― рассказывает владелица пункта выдачи и сувенирного магазина в Москве.

Часто покупателям приходится объяснять, как найти QR в приложение и как оплачивать ― так как опыта использования QR у них нет. Но первый клиентский опыт, как правило, позитивный: 

«Люди довольно продвинутые, легко находят в приложении. Все отмечают, что оплачивать легко и просто», ― комментирует владелец автосервиса в Кирове. 

Из-за того, что иногда приходится обучать клиентов, процесс оплаты по QR может занимать несколько больше времени, чем по эквайрингу, поэтому предприниматели предлагают его чаще тогда, когда нет повышенного траффика на точке.

«Мы предлагаем оплату по QR всем, кто хочет оплатить по безналу, после уточнения, какая карта у покупателя. Но предлагаем, когда люди не спешат, нет очереди и у них есть время зайти в приложение», ― объясняет владелец точки по продаже электронных сигарет в Москве. 

Большинство опрошенных сходятся во мнении, что постоянные покупатели после первой оплаты по QR реагируют позитивно:

«Есть те, кто уже пользовался QR или уже постоянно через наш пункт выдачи забирает покупки, они лояльны и могут даже сами предлагать QR», ― уточняет предпринимательница, владелица пункта выдачи в Москве. 

Владелица турфирмы из Рязани составила инструкцию для тех, кто оплачивает  QR-кодом тур удаленно: «Такая инструкция пригождается, если клиенты ― люди старшего возраста, не так привычные к технологиям». 

QR or not QR?

Опрошенные нами предприниматели планируют и дальше использовать QR-коды при приеме платежей.  Массовое использование QR-платежей невозможно без технического развития, интеграции с любым кассовым оборудованием, упрощением клиентского опыта. Интеграция с кассовым оборудованием, мы видим это по опыту «Эвотора», снижает время обслуживания клиентов. 

Вот как резюмирует предпринимательница из Москвы: «Главное, чтобы сервис оплаты по QR продолжал расширяться и появлялся во многих обычных магазинах и супермаркетах- тогда люди привыкнут к этой форме оплаты».

Источник: new-retail.ru

Фото: the-geek.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Складской комплекс light industrial в Валищево площадью 220 тыс.кв.м получил разрешение на строительство

Компания Skladman USG сообщает о получение разрешения на строительство первой очереди крупнейшего в Московской области логистического комплекса формата Light Industrial в Валищево. Объем инвестиций в реализацию первых двух очередей составит 4,8 млрд руб. Генеральный проектировщик проекта — «Передовая Архитектурная Строительная Компания» (ПАРСК), входящая в ГК SKLADMAN USG.

Ресторанный холдинг FAMILY GARDEN переехал в бизнес-центр «СИТИДЕЛ»

Компания арендовала офис площадью около 856 кв.м.Family Garden — международный ресторанный холдинг, динамично развивающийся в Москве, регионах и на территории Краснодарского края, в Ташкенте. Холдинг основан в 2013 году и является одним из партнёров Novikov Group и Pinskiy & Co. «Успешное развитие компании и выход его…

IBC Real Estate: Спрос на офисы в 2023 году достиг 2 млн кв.м.

По итогам 2023 года сумма купленных и арендованных офисных площадей составила 2 млн кв. м, что на 81% выше значения на конец 2022 года. Данный показатель является максимальным за всю историю офисного рынка.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate объем введенных в эксплуатацию площадей на…

«Метриум»: Число проектов на стилобате за десять лет выросло в четыре раза

Одним из главных архитектурных трендов последних лет стало строительство жилых и апарт-комплексов на стилобате – функциональной наземной платформе. По данным аналитиков компании «Метриум», сейчас на первичном рынке «старой» Москвы представлено 73 таких проекта. За десять лет их число выросло на 305,6%, то есть более чем в четыре раза.

IBC Real Estate: Инвестиционный потенциал складского рынка набирает обороты

В топе собственников складской недвижимости России продолжают происходить изменения. Институциональные инвесторы и девелоперы активно наращивают свои портфели. Лидером по темпам прироста стала УК «Современные Фонды Недвижимости», которая за последние 5 лет приобрела более 1 млн кв. м и вошла в Топ-3 крупнейших портфельных собственников.  Аналитики IBC…

DDX Fitness откроет новые фитнес-центры в сети районных центров «Место встречи»

ADG group и сеть фитнес-центров DDX Fitness расширяют сотрудничество. До конца 2024 года четыре новых фитнес-центра DDX откроются в объектах сети «Место встречи» – «Алмаз», «Орион», «Первомайский» и «Планета».

В Казахстане открыто представительство IBC Global

В рамках стратегии расширения на международные рынки, консалтинговая компания IBC Global открыла офис в Казахстане под брендом IBC Central Asia. Новое представительство, расположенное в деловом центре города Алматы в БЦ «Кен-Дала», позволит эффективнее выстроить работу с казахстанскими, российскими и международными (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и ОАЭ) покупателями, клиентами, собственниками и инвесторами.

Для более чем 1,5 млн пассажиров станции «Кунцевская» построят 2430 кв. м сопутствующей коммерческой инфраструктуры

Строительство новой коммерческой инфраструктуры направлено на обеспечение запросов пользователей транспортно-пересадочного узла «Кунцевская». Так здесь появятся продуктовые магазины, аптеки, кафе и рестораны, объекты досуговой инфраструктуры и бытовые сервисы. Возведение объектов инфраструктуры ведется в рамках реализации масштабного проекта транспортного развития столицы. В составе ТПУ «Кунцевская» на улице Молдавская запланирован бизнес-центр класса «А» – Upside Kuntsevo общей площадью 36 тыс. кв. м.

В БЦ «РТС «Медведково» новый резидент – крупная компания в области строительства

Конец января ознаменовался крупной сделкой. Группа компаний «РИОТЭКС» подписала договор аренды с компанией «АКФИКС-РУС», которая заняла офис на 5 этаже, общей площадью более 1000 кв.м. в бизнес-центре «РТС «Медведково» по адресу: Чермянский проезд, 7.

IPG.Estate: В петербургском бизнес-центре «Морская Столица» – новый арендатор

Российская компания INVOTEK ENERGY арендовала офис площадью около 360 кв.м в новом бизнес-центре класса А «Морская Столица». Консультантом сделки выступила консалтинговая компания IPG.Estate.