Business Transfer Day

Издание «Ведомости» при информационной поддержке OFFICE NEWS провело онлайн-конференцию «Business Transfer Day»

Деловое издание «Ведомости» 1 декабря провело онлайн-конференцию «Business Transfer Day: преемственность и наследственное планирование», на которой эксперты рассказали, почему важно заранее подготовить программу по передаче бизнеса преемникам, а также поделились примерами наиболее выгодных финансовых инструментов для сохранения и передачи капитала партнерам и наследникам. Портал OFFICE NEWS выступил информационным партнером данного мероприятия.

Открывал конференцию модератор, Александр Щелканов, к.э.н., доцент СПбГЭУ, член экспертного центра по ESG-трансформации Общероссийской Общественной Организации «Деловая Россия». «За последние 10 лет мы видим постепенные изменения в российском бизнесе: несмотря на постоянные экономические шоки, российские владельцы бизнесов планомерно повышают корпоративную культуру управления через планирование и отношение к рискам. У них все чаще возникают вопросы: как на стоимости акций компании отразится момент передачи бизнеса и активов наследнику, когда и какой лучше выбрать момент для подготовки и трансфера своего бизнеса наследнику», — говорит Александр, — «поэтому сегодня мы пригласили не только экспертов из России, но и экспертов из международных компаний со специальными докладами», — уточнил он.

На сегодняшний день тема преемственности является особенно актуальной для России, ведь многими успешными и устойчивыми компаниями, основанными тридцать лет назад, до сих пор управляют их создатели. Максим Баланев, исполнительный директор Санкт–Петербургского Фонда развития бизнеса, отмечает, что в настоящее время Фонд реализует международный проект Inbets, направленный на поддержку малых и средних предприятий, которые проходят через процесс бизнес-трансфера. В рамках проекта были разработаны, протестированы и внедрены инновационные модели бизнес трансфера, модели финансирования, а также инструменты повышения квалификации предпринимателей.

«Тем не менее, при реализации проекта мы столкнулись с тем, что тема бизнес-трансфера хоть и является актуальной, но обсуждение вопросов, связанных с преемственностью и наследованием, достаточно табуировано, и большинство собственников старается избегать обсуждения этих тем», — говорит он. Именно поэтому основным препятствием для подготовки компаний к передаче бизнеса является недостаточная информированность о возможных проблемах, с которыми могут столкнуться заинтересованные стороны во время реализации бизнес-трансфера, а это не только собственник компании и потенциальный преемник, но также сотрудники компании и даже государство, заявил Максим.

«90% всех бизнес-трансферов происходят при ограниченных ресурсах в сегменте МСП. В Санкт-Петербурге малый бизнес обеспечивает 33% поступлений в городской бюджет и 1,350 млн рабочих мест. Именно поэтому важно не только осуществлять поддержку инновационных стартапов, но и разработать программы государственной поддержки уже существующих успешных компаний», – подчеркнул эксперт.

Макс Хогефорстер, председатель Ганзейского парламента (Германия), Академии Балтийского моря отметил, что самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены при передаче своего дела преемникам, это нехватка времени, финансирования, трудности с поиском подходящего кандидата и дефицит ноу-хау. Самая главная проблема – это время: владельцы компаний считают, что смогут передать компанию преемнику за 2-3 месяца, но в реальности на это требуется 2-3 года.

В Германии к 2025 г. 842 000 собственников среднего бизнеса хотят уйти с рынка, а 61% из них рассчитывают передать компанию преемнику. Примерно 53% предпринимателей ждут, что их бизнесом займутся члены семьи, но часто дети не стремятся становиться наследниками семейных компаний. «Для многих владельцев очень сложно убедить своих детей встать у руля семейной компании», — рассказал Хогефорстер. В ЕС создан специальный сайт, на котором размещаются сведения о бизнесменах, желающих найти преемника или стать им.

«Следует разделять business и wealth — тогда повышается вероятность успешно передать и то, и другое», — говорит Сергей Богатырев, советник президента по стратегическому планированию, BBS (Best business solutions, республика Сингапур). Зачастую вопрос планирования преемственности не видится владельцу бизнеса ни важным, ни срочным. Согласно исследованиям, лишь треть имеют такой план хотя бы в общих чертах.

Виктор Вяткин, генеральный директор 3В Консалтинг отмечает, что причина этого в том, что они не видят себя бенефициарами этого трудоемкого процесса. Между тем, развод или смерть партнера по бизнесу изменит структуру акционеров и это может быть проблемой. Такая же проблема — смерть супруга предпринимателя при отсутствии брачного договора. В таком случае акции признаются общей собственностью супругов и вашими партнерами могут стать тесть и тёща. «План преемственности также предусматривает обеспечение непрерывности деятельности компании на случай внезапного отсутствия владельца. Его выполнение спасет компанию от убытков или даже банкротства, не только в случае наследования, но и при длительной болезни акционера», — отметил Виктор Вяткин.

В рамках конференции говорилось о важности использования международного опыта, например, в Арабских Эмиратах есть инструменты, в том числе личные фонды, которые в России только набирают обороты. Они пользуются большой популярностью у местных игроков, у инвесторов из Европы, но российские инвесторы или принципалы не знакомы с этими инструментами и, к сожалению, не могут ими пользоваться. «Практика создания личных фондов как раз обеспечивает экономический рост и при правильном планировании снижает потери при переходе бизнеса от одного поколения наследников к другому. Вопросы преемственности я бы включила в курс развития предпринимательской культуры не только в России, но и в других странах. Безусловно, экономический эффект от этого мероприятия не заставит себя долго ждать», — считает Ольга Шишкина, независимый директор UPPERCASE.

Исполнительный директор Центра управления благосостоянием и филантропии МШУ «Сколково» Дмитрий Агеев считает, что в России для качественного трансфера бизнеса недостаточно 2-3-х лет, на это может уйти больше времени. Поэтому вопросом преемственности нужно заняться как можно раньше. В 2020 г. в России насчитывалось 269 000 миллионеров, из которых только 37% имели план по наследованию бизнеса. «Размеры активов 500 богатейших россиян — более $600 млрд. Мы говорим о том, что это очень существенное влияние на экономику страны», — говорит Дмитрий. Он уверен, что вопросы преемственности должны и в России рассматриваться на государственном уровне, как это реализовано в Германии и других странах ЕС.

В России уже развивается законодательство, появляются необходимые финансовые инструменты, способные помочь в вопросах трансфера бизнеса. Один из них — наследственный фонд. По словам руководителя практики семейного и наследственного права Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Ивановы и партнеры» Ксении Ивановой, он оформляется при жизни и создается после смерти наследодателя, если тот распорядился об этом в завещании.

Наследственный фонд лучше обычного завещания тем, что владельцам бизнеса может быть не всегда известно об обязательных долях наследства, и не всегда можно их учесть. «В наследственном фонде есть положение о том, что если наследник принимает то имущество, которое ему положено в наследственном фонде, то он утрачивает право на обязательную долю в наследстве», — говорит Ксения. Наследственный фонд предоставляет возможность обеспечить функционирование бизнеса сразу после смерти наследодателя, а нетрудоспособным или просто не желающим принимать управление бизнесом по наследству наследникам — получать доход.

Помимо наследственного фонда, задачи передачи активов могут решаться при помощи закрытых паевых инвестиционных фондов. Директор по развитию УК «Доходъ» Илья Тесюль рассказал, что ЗПИФ позволяет объединить все активы семьи и в случае непредвиденных ситуаций с собственником бизнеса паи (ценные бумаги фонда) разделяются между наследниками. Кроме того, пока идет процесс наследования, активы продолжают работать. «Создание фонда — это очень легкий процесс с технической точки зрения. Но он может быть сложным с точки зрения принятия окончательного решения», — добавил Илья.

Планирование преемственности в бизнесе — это не только передача собственности на акции или доли. Основу составляют связанные с этой собственностью отношения. «Инструменты снижения рисков должны регулировать более широкий круг вопросов и задач: защита семейных активов от рисков бизнеса, отношения с бизнес-партнёрами, мотивация менеджмента, информирование вовлечённых сторон и другие. Именно в комплексности подхода кроется ключ к успешной преемственности», — резюмировал Алексей Станкевич, управляющий директор Phoenix Advisors.

Организатором конференции выступило деловое издание «Ведомости».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста.