компании за время пандемии научились комбинировать удаленный и очный форматы работы

Эксперты: возможные ковидные ограничения не повлияют на рынок офисов в Москве

Большинство компаний уже выработало гибкий подход к посещению, считает директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина.

Московский рынок офисной недвижимости за полтора года пандемии COVID-19 адаптировался к эпидемическим требованиям. Новые ограничения, если они будут введены в столице, не окажут влияния на этот сегмент коммерческой недвижимости, считают эксперты, опрошенные ТАСС.

Ранее консалтинговая компания JLL по итогам трех кварталов 2021 года сообщила, что объем сделок с офисами в Москве за год вырос на 61% и оказался максимальным с 2013 года. Несмотря на пандемию и вводившиеся ограничения численности сотрудников в офисах.

«Новые ограничительные меры, в случае их введения, не окажут значимого воздействия на показатели рынка офисной недвижимости Москвы. Большинство компаний уже выработало гибкий подход к посещению, который формируется в зависимости от специфики деятельности подразделений и компании в целом: часть сотрудников посещает офис постоянно, часть — несколько дней в неделю, а некоторые продолжают работать удаленно», — считает директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина.

По словам директора департамента офисной недвижимости Colliers Натальи Боннели, офисный рынок Москвы в целом достойно выдержал испытание пандемией и прошел его лучше других сегментов коммерческой недвижимости.

«Этому поспособствовали значительный рост онлайн-ретейлеров и развитие IT индустрии (так, около 20% сделок на московском рынке офисной недвижимости прошли с участием игроков из IT сектора) и дефицит качественного предложения. И арендаторы, и арендодатели уже научились работать в условиях ограничений, поэтому существенного влияния от дальнейших возможных ограничений мы не ожидаем, однако не исключаем, что компании будут корректировать формат работы в зависимости от текущей ситуации», — отмечает Боннели.

Расцвет «гибкого» сегмента

В условиях пандемии существенно возрос спрос на коворкинги и гибкие офисные пространства. По данным JLL, за девять месяцев в Москве арендовали 78 тыс. кв м «гибких» офисов, это исторический максимум.

Одним из главных факторов, повлиявших на рост спроса в этом сегменте, стала гибкость при необходимости изменить численность сотрудников в офисе и сократить неиспользуемые площади, считает директор Национальной ассоциации офисных операторов и коворкингов (НАОК) Рафаил Гайнатуллин.

«Гибкие условия аренды становятся эффективным способом экономить операционные издержки. Потому что сегодня компании нужна тысяча рабочих мест, началась пандемия, вывели всех на удаленку, стало нужно 100. Если это долгосрочный договор аренды, то отказаться быстро от помещения достаточно сложно. И очень много примеров на рынке, IT-компаний, которые попали в эту ситуацию, не могут отказаться от офисов и вынуждены платить за пустующие помещения», — сказал Гайнатуллин.

В Москве большая часть гибких офисных пространств работает в формате built-to-suit, что означает, что каждое помещение организуется под потребности конкретного арендатора. В итоге ему не нужно тратить время на ремонт и приспособление пространства под офис.

«Преимуществом для арендатора является то, что не приходится вкладывать дополнительные средства в отделку и меблировку как в классической аренде, и он может сразу снять готовый офис с дополнительными сервисами. Также «гибкий» формат офисных площадей дает больше гибкости в сроке договора аренды и позволяет варьировать количество рабочих мест в зависимости от потребности компании», — рассказал руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL Дмитрий Клапша.

Сейчас среди арендаторов гибких пространств много крупных компаний, и этот тренд сохранится. «Крупнейшими сделками стали аренда 24,6 тыс. кв. м в бизнес-центре «Искра парк» компанией Ozon, а также аренда компанией «Сбермаркет» 7,8 тыс. кв. м в пространстве Space 1 Балчуг. По итогам 2021 года объем сделок в «гибких» офисных пространствах столицы может достигнуть 100 тыс. кв. м, что будет соответствовать 7-8% от совокупного спроса на офисном рынке Москвы», — продолжает Клапша.

«Гибкие» офисы и безопасность

Многие компании за время пандемии научились комбинировать удаленный и очный форматы работы. При этом упор делается на безопасность сотрудников, которые остаются в офисах. Московские коворкинги имеют мало общего с коворкингами в привычном представлении, когда предприниматель может арендовать рабочее место на день-два, и поток клиентов постоянно меняется. В Москве «гибкие» офисы рассчитаны на долгосрочную аренду крупными компаниями, в таком формате работает более 90% операторов гибких пространств.

«Вопросы безопасности в «гибких» офисах решаются как и в классических. Это большое количество стоек с различными средствами гигиены — масками, перчатками, санитайзерами. Также мы делаем упор на бесконтактный доступ везде, где это возможно: автоматически открывающиеся двери, бесконтактная сантехника. Все это позволяет людям работать в более спокойных и безопасных условиях», — рассказал генеральный директор сети корпоративных коворкингов CODE Гурген Шекоян.

«За полтора года, которые мы живем в условиях пандемии, все меры профилактики для объектов офисной недвижимости уже устоялись — это увеличение количества уборок и обязательная дезинфекция офисов, масочный режим, соблюдение социальной дистанции и другие меры. Для нашего сегмента сервисных офисов, который в отличие от коворкинга не подразумевает высокой проходимости и соседства людей из разных компаний, меры профилактики совпадают со всеми мерами классических офисов», — добавил управляющий директор Space 1 Павел Федоров.

Директор Национальной ассоциации офисных операторов и коворкингов (НАОК) Рафаил Гайнатуллин также добавил, что за полтора года распространенной практикой стала «политика чистого стола» (clean desk policy) — когда сотрудник в конце дня должен убрать все со стола, после чего клининговая компания делает тщательную уборку и порой дезинфекцию рабочего места.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста.