Елена Малиновская, Millhouse

Елена Малиновская, Millhouse: Пандемия запустила трансформацию рынка офисной недвижимости и культуры офисной работы

Все, чья профессиональная деятельность связана с офисами – владельцы зданий, руководители компаний и сотрудники в замешательстве. Никто не ожидал, что пандемия, это надолго. Работа с соблюдением новых санитарно-эпидемиологических мер, скорее всего, стала новой реальностью. Сейчас собственники офисов всерьез задумываются о том, что делать и что менять. О новых перспективах рассуждает директор по аренде компании Millhouse Елена Малиновская.

Когда весной 2020 года этого года вся страна ушла на карантин, предположение о том, что офисные здания больше не пригодятся, стало очень популярным в прогнозах на тему как изменится мир после пандемии. Пандемия перевернула офисную жизнь. Шумные бизнес-центры стали похожи на опустевшие города. Диваны и минимально подходящие свободные пространства в домах сотрудников превратились в офисы. Первое время, когда нет выбора, все работали в тех условиях, которые у них были. По прошествии нескольких месяцев, стало понятно, что возможностями для продолжительной удаленной работы располагает не каждая среднестатистическая семья. И в  целом, снабжение сотрудников портативным компьютером и совещания по видеосвязи перестали казаться успешной долгосрочной стратегией. В то же время, с учетом противоэпидемиологических ограничений и интересов сотрудников, которые предпочитают не возвращаться в офис, стало понятно, что схема работы полного штата в офисе в режиме 8-часового рабочего дня, больше не актуальна.

Сейчас большинство участников рынка находится в поиске баланса рекомендаций надзорных органов, действующей штаб-квартиры компании и попыток не потерять производительность и штат сотрудников. Что именно нужно соблюдать уже ясно, но как совмещать все вместе, пока нет. Есть те, кто придет к новому пониманию своих офисных потребностей еще позже, потому что сейчас другие приоритеты. Один из ярких примеров международный сервис по доставке товаров путешественниками Gabr, чьи основатели собрали накануне общемирового локдауна всех работников в Испании, откуда не могли вылететь в течение нескольких месяцев.

Международный опыт предпочтений, касающихся офисной или удаленной работы, неоднороден – одни страны заметно опередили другие в стремлении работать удаленно. Slack, которая разрабатывает рабочий мессенджер, совместно с GlobalWebIndex, опросили 9 тыс. сотрудников, занятых умственным трудом в шести разных странах. Выяснилось, что больше всего удаленно работающих сотрудников в США – 44% и Великобритании – 45%. А в Японии, Франции, Германии, наоборот, сопоставимая часть предпочитает ходить в офис. Исследователи объясняют предпочтения различной эффективностью местных властей в сдерживании распространения Covid-19 и культурой отношения к удаленной работе. Сотрудники в Японии в два раза чаще чем в США и Великобритании, говорят, что не могут делать свою работу удаленно. Это означает, что универсальной стратегии поддержки продуктивности не существует.

В  Москве каждому работодателю пришлось решать, как оформлять новые условия работы сотрудников – документально и на местах. Допустим, наладить комфортную удаленную работу возможно. Особенно в небольших компаниях, но масштаб расходов на организацию удаленных рабочих мест в госкорпорациях и госмонополиях, крупных частных компаниях, может удивить. На сайте «Газпрома» есть распределение сотрудников по возрастам и категориям с указанием численности. В компании трудится 224,4 тыс. руководителей, специалистов и других служащих (сюда не входят рабочие). Грубый подсчет затрат на компьютерные столы, стулья, плюс лампы и расходные материалы дает сумму более чем в 5,6 млрд руб. Это без учета расходов на компьютеры, дополнительную офисную технику вроде принтеров и сканеров, и географии сотрудников. С одной стороны, это разовые расходы, в отличие от аренды, с другой, что делать при увольнении сотрудника? В бизнес-центрах освещение, мебель, инженерные рассчитаны таким образом, чтобы за компьютером можно было провести полноценный рабочий день. Повторить это у каждого дома, скорее всего, не удастся. Трудности организации рабочего места дома связаны не только с огромным количеством инфраструктурных проблем, включая наличие свободного места. Те, у кого есть кабинет, могут страдать от отсутствия общения.

Есть компании, где руководство хорошо понимает, что социальные и бытовые условия не всем позволяют работать из дома и задают сотрудникам вопрос не «кому нужно быть в офисе?», а «кто хочет вернуться в офис?». Работодатели отдают себе отчет в том, что постоянная удаленная работа снижает лояльность к компании. Дистанционное общение по рабочим вопросам формирует равнодушие к бренду. Не ощутив заметных изменений, можно легко перейти к конкурентам.

На фоне общей усталости от офисной гонки и современных тенденций к поиску баланса между работой и жизнью, многим нравится работать из дома. Но не всегда. И не всем. Единая среда – или офисная, или домашняя – вызывает у сотрудников гораздо меньший энтузиазм, чем гибридная. Исследование Slack показало, что только 12% предпочли бы работать все время в офисе, 13% — полный рабочий день дома.

Эксперимент по работе на дому дал многим бывшим офисным работникам возможность попробовать новый способ работы, и данные показывают, что им (в основном) он нравится. Фактически, подавляющее большинство глобальных интеллектуальных работников (72%) предпочитают гибридную структуру, сочетающую дом и офис. Работники с гораздо меньшим энтузиазмом относятся к единой среде:. 72% сообщили, что в будущем предпочитают гибридную модель, которая сочетает удаленную и офисную работу. Даже в Японии об этом заявило сопоставимое количество опрошенных – 65%.

McKinsey, в отличие от Slack, изучившей мнение сотрудников, опросила 800 руководителей бизнесов, чьи показатели оборота попадают в диапазон до 1 млрд долларов и более 10 млрд долларов. Общий вывод совпадает с результатами Slack — удаленная работа никуда не денется, но не для всех, и не на каждый рабочий день. Текущая задача подобрать схему гибридной работы. 15% руководителей, опрошенных во время пандемии, готовы к тому, чтобы в будущем, десятая часть сотрудников работала удаленно два или более дней в неделю. Относительно ситуации до пандемии, доля таких руководителей выросла в два раза.

Офисы останутся, но с учетом новых потребностей бизнеса, система бизнес-недвижимости трансформируется. До 2020 года у нас были офисы и коворкинги с четким представлением об удачной или неудачной локации. Теперь главная ценность в гибкости. Часть сотрудников может насовсем остаться на удаленке, но приезжать на рабочую встречу с коллегам в коворкинг. Коворкинг может быть один, или их может быть несколько, если так удобно с учетом расположения контрагентов. Но сердце компании, ее центральный офис, в котором хранятся бренд, ценности, корпоративная культура, останется. И он тоже может быть гибким. Не все арендаторы могут позволить себе то, чем обеспечивают сотрудников лидеры рейтингов «самый желанный работодатель» — комфортные общие зоны, фитнесс, красивая территория. Но девелоперы могут взять это на себя, предложив спортивную, гейм, фуд и любую другую зону сразу всем арендаторам. Плюс то, что делает офис безопасным в условиях пандемии. Низкоэтажная застройка, минимум лифтов и больше лестниц, как и других возможностей разведения потоков посетителей. Бизнес-парки, как формат отвечают всем перечисленным запросам. Действующим офисам в черте города тоже придется перестраиваться. Пока трудно предположить, что могут сделать собственники для противоэпидемиологической безопасности в небоскребах. Здесь даже перемещение в лифте трудно ограничить. Возможно трансформация произойдет в сознании людей, они перестанут входить в лифт, в котором уже есть три человека, или будут просить других не входить в аналогичной ситуации. Наверное, это займет время, но, если не может измениться здание, могут измениться люди.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Девелопер Upside Development получил разрешение на строительство бизнес-центра в Кунцево

Девелопер Upside Development получил разрешение на строительство офисно-делового центра класса «А», расположенного на улице Молдавская, в двух минутах от нового транспортно-пересадочного узла «Кунцевская». Общая площадь бизнес-центра составит 36 тыс. кв. м. В рамках строительства будет создано 3500 новых рабочих мест. 

«Метриум»: Самые продаваемые апарт-комплексы Москвы по итогам 2023 года

На долю 15 самых продаваемых апарт-комплексов Москвы приходится 74,2% от общего объема сделок в этом сегменте по 2023 года, подсчитали аналитики «Метриум». Относительно 2022 года количество сделок по ДДУ с апартаментами в столице выросло на 25,9%, объем реализованной площади – на 13,6%.

Компания PIONEER завершила строительство двух кварталов LIFE Варшавская

Девелопер PIONEER успешно прошел комплексную проверку Мосгосстройнадзора и получил Разрешение на ввод в эксплуатацию (РнВ) кварталов 4 и 5 проекта LIFE Варшавская. Здания общей площадью 105 тыс. кв. м построены в районе Москворечье-Сабурово рядом со станцией метро «Варшавская» по адресу: 1-й Котляковский пер., д.4, корп. 3, 4.

IBC Real Estate: Регионы установили складской рекорд

По данным аналитиков IBC Real Estate, по итогам 2023 года совокупный объем купленных и арендованных складских площадей по всей России составил 6,1 млн кв. м, что является максимальным значением за всю историю складского рынка и в 2,5 раза превышает показатель прошлого года. Предыдущее пиковое значение было установлено в 2021 году, когда спрос достиг 4 млн кв. м, что в 1,5 раза меньше нового рекорда.

«ВКонтакте» с историей: Pridex завершил реновацию штаб-квартиры крупнейшей социальной сети в России

Первый и главный офис социальной сети «ВКонтакте» начал работу в самом центре Санкт-Петербурга после масштабного обновления. Реновация штаб-квартиры компании в историческом Доме Зингера на Невском проспекте проведена командой Pridex всего за четыре месяца.

MR Group и РГХПУ им. С.Г. Строганова подписали стратегическое партнерство

Продолжая развивать связи с миром искусства, компания MR Group 13 февраля подписала соглашение о долгосрочном партнерстве с Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С.Г. Строганова (РГХПУ, «Строгановка»). Документ предполагает сотрудничество по целому ряду направлений, включая разработку арт-объектов для проектов девелопера и организацию образовательной и просветительской деятельности на территории жилых комплексов.

Apollax Space расширяет сотрудничество с LEPTA CAPITAL

Apollax Space арендовала у LEPTA CAPITAL 2 653 кв. м в многофункциональном комплексе Technopark Plaza в Даниловском районе. Внутри разместятся 8 готовых гибких офисов на 418 рабочих мест в формате turnkey с ремонтом и отделкой. Стороны заключили договор на взаимовыгодных условиях на 8 лет.

«Врубеля 4» стал самым камерным премиальным жилым проектом в Москве

Девелоперы в 2023 году ввели в эксплуатацию в Москве 10 премиальных домов общей площадью 711 тыс. кв. м. Единственным домом такого класса на Соколе, построенным в прошлом году, стал «Врубеля 4». Одновременно он — самый камерный премиальный жилой проект, введённый в эксплуатацию в городе, —…

O1 Standard успешно прошла инспекционную проверку системы экологического менеджмента

В O1 Standard прошла первая инспекционная проверка системы экологического менеджмента (СЭМ) на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001. Оценке подлежали актуальность документации и приверженность СЭМ, заинтересованность высшего руководства в функционировании системы, нацеленность на ее постоянное улучшение, а также функционирование в бизнес-центрах «ЛеФОРТ» и «Белая площадь».

IPG.Estate: Объём поглощения офисной недвижимости Петербурга побил рекорд в 2023

Аналитики IPG.Estate подготовили обзор рынка офисной недвижимости Санкт-Петербурга по итогам 2023 года. Суммарный объём поглощения офисных площадей составил более 220 тыс. кв.м. С учётом активного спроса и малого объёма запланированного ввода, в 2024 можно ожидать повышения ставок аренды в пределах 10%.