К концу года загрузка столичных отелей стабилизировалась на уровне 42%. Несмотря на то, что вторая волна пандемии оказалась существенно слабее первой, восстановление рынка идет достаточно низкими темпами. Окончательного возврата к докризисным показателям стоит ждать лишь через 2-3 года.

Предложение

Общий объем рынка качественных гостиниц Москвы по итогам 2020 года составил 48,6 тыс. номеров в 456 отелях, что на 3% ниже показателя III квартала 2020 года. Это связано с тем, что к концу года около 4% номеров все еще были закрыты из-за пандемии. При этом основной объем нового предложения пришелся на последний квартал, когда открылось семь отелей на 472 номера (+89% к III кв. 2020 г.). Девелоперы двух проектов под международными брендами предпочли перенести их открытие на 2021 год.

Для поддержания заполняемости и выручки на фоне резко снизившегося спроса менеджмент гостиниц разработал ряд программ как для долгосрочного проживания, так и для дневной аренды номеров в качестве офисов. Так, например, дневные рабочие тарифы ввели сети Accor и Radisson Hotels, а долгосрочное проживание по более выгодным тарифам — отели “СтандАрт”, Cosmos и “Мандарин”.

Спрос и условия

Заполняемость отелей Москвы по итогам IV квартала составила 42%, что выше, чем средние 39% по итогам 2020 года, но все еще
на 36 пп. ниже, чем в конце 2019 года. Показатель почти никак не изменился по сравнению с III кварталом. При этом лучше других чувствуют себя поддерживаемые внутренним спросом трехзвездочные отели, заполненные на 49%, а хуже — пятизвездочные, где был сдан в аренду только каждый пятый номер.

В то же время, средняя цена на номер снизилась за год не настолько сильно — на 26% (до 4,5 тыс. руб. за ночь). Наибольшее снижение — на 30% — произошло в сегменте “4*”, наименьшее — на 18% — в сегменте “5*”. Интересно, что при общем снижении числа бизнес-туристов в Москве на 83% в 2020 году, в сегменте трехзвездочных отелей из стало даже больше — 37% против 28% в 2019 году.

Прогноз

Вопреки предыдущим кризисам, в этот раз восстановление гостиничной индустрии займет дольше 1 года. В 2021 году ожидается, что загрузка будет на уровне 60-80% от показателей 2019 года (76-78%), а вернется к ним лишь к 2023 году. Так же умеренно — по 5 7% в год — будет восстанавливаться средний тариф, который вернется к докризисным показателям не ранее 2023-2024 годов.

Анастасия Заболотная, директор департамента отелей и апарт-отелей Becar Asset Management: “Темпы восстановления отрасли зависят от проведения массовой вакцинации. Конечно, в первое время стоит надеяться исключительно на внутренний туризм и, скорее всего, грань между проектами в сегментах midscale и upper midscale будет размыта. Реалистичные сроки восстановления отрасли составят 1,5 — 2 года, однако существует и более позитивный сценарий (например Китай вернулся к допандемийным показателям за 7 месяцев)”.

Фото: s01.cdn-pegast.net

Comcity: Пространство для работы и отдыха Правильная реклама в OFFICE NEWS