Хоум-офис в 2020: дороже чем кажется и подходит не всем — Медина Дитц

Главным событием 2020 года стала пандемия коронавируса, которая сильно отразилась на рынке офисной недвижимости. Но если рассматривать различные сегменты рынка, то станет очевидно – влияние было неоднородным, рассказала «Интерфаксу» управляющий директор Valartis Group по России и СНГ Медина Дитц.

«Несомненно, основной тренд этого года – перевод значительного числа сотрудников на дистанционную работу. Здесь важно отметить, что без ущерба для операций перевести на дистанционный формат работы довольно сложно. Кроме того, для сохранения эффективности сотрудника работодатель должен позаботиться о создании комфортных условий его работы на дому, что, конечно, делают далеко не все. Мы столкнулись с новой статьей расходов, которая не была учтена в бюджете, а оказалось, что организация офиса дома, и из которого сотрудник сможет использовать привычные ему инструменты для работы, составила в нашем случае порядка 150 тысяч рублей за рабочее место. Но не всем компаниям подходит такая модель по самым разным причинам, начиная с информационной безопасности и заканчивая необходимостью физического присутствия в офисе для целого ряда профессий. Дистанционная работа создает повышенную эмоциональную нагрузку на работника с одной стороны, а с другой для тех компаний, чей бизнес зависит от отношений с клиентами, особенно в сфере с эпитетом «премиальный», ограничение на проведение встреч с их клиентами является серьезным вызовом. Если ваш клиент платит за премиальный продукт, то он ожидает и премиального сервиса. В человеческой природе – сопоставлять ценность продукта с его упаковкой и внешним видом. Вам будет сложно обосновать высокую стоимость консультации, если переговоры о ней вы проводите в zoom, сидя дома. Поэтому, конечно, полного отказа от аренды премиальных офисов мы не ожидаем», — утверждает эксперт.

По ее мнению, сегмент элитных офисов меньше всего пострадал от последствий пандемии.

«Крупные международные компании в состоянии оплачивать аренду и не стремятся переводить всех сотрудников на удаленную работу. Для таких арендаторов важна конфиденциальность, возможность создать сотрудникам условия для эффективного труда, IT инфраструктура, а также сохранение возможности для личного общения в приватной обстановке со своими клиентами. Разумеется, здесь тоже были свои проблемы, однако общий тренд в данном сегменте – сохранение традиционных офисов», — заверила она.

Однако, по мнению эксперта, оптимизация работы с персоналом и как следствие сокращение арендуемых площадей все же коснулись и крупных компаний.

«Практически все компании занимаются оптимизацией бюджетов, что является поводом для переговоров в том числе и с арендодателями. Но на рынке премиальной аренды нормой являются долгосрочные договоры, поэтому арендодатель в таких переговорах изначально имеет более предпочтительную позицию. Другое дело, что с точки зрения арендодателя если правильно подойти к переговорам, то нередко для арендаторов приемлемым результатом является договоренность о временном снижении ставки аренды в обмен на продление срока. Иная ситуация с заполнением вакансий – это стало сложнее делать, что увеличивает и сроки экспозиции, но, если арендодатель правильно относится к позиционированию своих объектов, то даже увеличение вакантных площадей не является проблемой: временный простой помещений и снижение нагрузки на сервисные составляющие объектов можно использовать с пользой для оптимизации своих расходов на обслуживание, повышения квалификации персонала, переоснащения объектов. А спокойное отношение владельца объекта к наличию вакантных площадей должно вселять рынку уверенность в том, что у такого собственника все хорошо», — настаивает госпожа Дитц.

Однако тренд на оптимизацию помещений, который наметился еще задолго до пандемии, благодаря ей, вышел на первый план.

«Результатом такой оптимизации стал agile office — максимально гибкое рабочее пространство, которое представляет собой продуманное разделение пространства офиса на зоны как для совместной, так и для индивидуальной работы. Он является развитием идеи open-space, в котором каждый может выбрать максимально комфортное время, график и место для работы. При такой организации все сотрудники находятся в одном помещении и рабочие места не привязаны к конкретному человеку, что позволяет сэкономить до 20% пространства. Такой формат позволяет ввести комбинированный режим работы, при котором сотрудник часть времени работает из дома, но периодически приезжает в офис», — рассказала госпожа Дитц.

Она напомнила, что доля вакантных площадей в Москве увеличилась примерно на 5% в зданиях класса А, и на 7% в зданиях класса Б.

«Арендная ставка экспонирования пока меняется не значительно, но в конечном итоге каждый владелец объекта недвижимости устанавливает ставку аренды в зависимости от того, свободен ли он в принятии решения об установлении коммерческих условий аренды или связан обязательствами перед каким-либо кредитным институтом и должен соблюдать ковенанты», — пояснила она.

«В целом последствия пандемии для любого формата бизнеса следует оценивать после ее окончания. Однако, все же рискнем сделать свой прогноз – менее востребованные их прежними арендаторами объекты средней ценовой категории вынуждены будут переориентироваться и в том числе искать новые форматы, снижение арендных ставок будет компенсировано их ростом с началом восстановления экономической активности, а рынку элитной недвижимости грозит лишь вымывание тех категорий собственников объектов, которые не смогли за «тучные годы», предшествовавшие пандемии, сформировать подушку финансовой безопасности, которая позволила бы им не поддаться паническим настроениям», — резюмировала эксперт.

Источник: realty.interfax.ru

Фото: lago.it

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Ресторанный холдинг FAMILY GARDEN переехал в бизнес-центр «СИТИДЕЛ»

Компания арендовала офис площадью около 856 кв.м.Family Garden — международный ресторанный холдинг, динамично развивающийся в Москве, регионах и на территории Краснодарского края, в Ташкенте. Холдинг основан в 2013 году и является одним из партнёров Novikov Group и Pinskiy & Co. «Успешное развитие компании и выход его…

IBC Real Estate: Спрос на офисы в 2023 году достиг 2 млн кв.м.

По итогам 2023 года сумма купленных и арендованных офисных площадей составила 2 млн кв. м, что на 81% выше значения на конец 2022 года. Данный показатель является максимальным за всю историю офисного рынка.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate объем введенных в эксплуатацию площадей на…

«Метриум»: Число проектов на стилобате за десять лет выросло в четыре раза

Одним из главных архитектурных трендов последних лет стало строительство жилых и апарт-комплексов на стилобате – функциональной наземной платформе. По данным аналитиков компании «Метриум», сейчас на первичном рынке «старой» Москвы представлено 73 таких проекта. За десять лет их число выросло на 305,6%, то есть более чем в четыре раза.

IBC Real Estate: Инвестиционный потенциал складского рынка набирает обороты

В топе собственников складской недвижимости России продолжают происходить изменения. Институциональные инвесторы и девелоперы активно наращивают свои портфели. Лидером по темпам прироста стала УК «Современные Фонды Недвижимости», которая за последние 5 лет приобрела более 1 млн кв. м и вошла в Топ-3 крупнейших портфельных собственников.  Аналитики IBC…

DDX Fitness откроет новые фитнес-центры в сети районных центров «Место встречи»

ADG group и сеть фитнес-центров DDX Fitness расширяют сотрудничество. До конца 2024 года четыре новых фитнес-центра DDX откроются в объектах сети «Место встречи» – «Алмаз», «Орион», «Первомайский» и «Планета».

В Казахстане открыто представительство IBC Global

В рамках стратегии расширения на международные рынки, консалтинговая компания IBC Global открыла офис в Казахстане под брендом IBC Central Asia. Новое представительство, расположенное в деловом центре города Алматы в БЦ «Кен-Дала», позволит эффективнее выстроить работу с казахстанскими, российскими и международными (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и ОАЭ) покупателями, клиентами, собственниками и инвесторами.

Для более чем 1,5 млн пассажиров станции «Кунцевская» построят 2430 кв. м сопутствующей коммерческой инфраструктуры

Строительство новой коммерческой инфраструктуры направлено на обеспечение запросов пользователей транспортно-пересадочного узла «Кунцевская». Так здесь появятся продуктовые магазины, аптеки, кафе и рестораны, объекты досуговой инфраструктуры и бытовые сервисы. Возведение объектов инфраструктуры ведется в рамках реализации масштабного проекта транспортного развития столицы. В составе ТПУ «Кунцевская» на улице Молдавская запланирован бизнес-центр класса «А» – Upside Kuntsevo общей площадью 36 тыс. кв. м.

В БЦ «РТС «Медведково» новый резидент – крупная компания в области строительства

Конец января ознаменовался крупной сделкой. Группа компаний «РИОТЭКС» подписала договор аренды с компанией «АКФИКС-РУС», которая заняла офис на 5 этаже, общей площадью более 1000 кв.м. в бизнес-центре «РТС «Медведково» по адресу: Чермянский проезд, 7.

IPG.Estate: В петербургском бизнес-центре «Морская Столица» – новый арендатор

Российская компания INVOTEK ENERGY арендовала офис площадью около 360 кв.м в новом бизнес-центре класса А «Морская Столица». Консультантом сделки выступила консалтинговая компания IPG.Estate.

Инвестор возведет офисный центр в Пыхтине

В ТиНАО рядом со станцией метро «Пыхтино» появится офисный центр на более чем 4,6 тысячи рабочих мест. Работы ведутся в рамках городской программы стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.