Итоги II квартала на рынке торговой недвижимости Москвы
Экстремальное начало этого года оказало сильное влияние на весь рынок торговой недвижимости. Несмотря на это, доходность кондо-ТЦ во II квартале 2020 года в два раза превысила средние ставки по рублевым депозитам.
В целом, оборот розничной торговли в апреле-июне сократился на 90,8%, общепита — на 77%. К июню посещаемость вновь открытых торговых центров в Москве вернулась к 65-70% от уровня июня 2019 года, но при этом открылись только 34 торговых операторов, а фудкорты остались закрытыми. Поэтому определить динамику роста вакантности представляется невозможным.
Предложение
К концу I полугодия общий объем рынка качественных торговых центров Москвы достиг 7,5 млн кв. м (GLA). Из них 355,3 тыс. кв.
м работали в кондо-формате, на продажу был выставлен почти каждый десятый “квадрат” — всего 33,9 тыс. кв. м. За II квартал рынок практически не увеличился: из-за карантинных мер правительства было введено всего 28 тыс.
кв. м. Это в пять раз, или на 81%, меньше по сравнению с январем-мартом 2020 года и самый низкий показатель за год. Всего же за первое полугодие объем рынка вырос на 2,4% или 175,4 тыс. кв. м. Крупнейшим объектом, введенным за первые 6 месяцев
года, стал ТЦ “Остров мечты” площадью около 80 тыс. кв. м (GLA).
Спрос
После продолжительного роста в течение нескольких кварталов средние ставки аренды в ТЦ пошли вниз, упав на 4,5% и 4,8% для якорных арендаторов и операторов торговой галереи соответственно. При этом в ТЦ кондо-формата они скорректировались только на -0,7% к уровню I квартала. Из шести крупнейших сделок апреля-июня три пришлись на гипермаркеты товаров для дома: Hoff (2
сделки) и IKEA. Еще три заключили развлекательные операторы: Termoland (2 сделки) и Round One.
Среди новых брендов, успевших выйти на столичный рынок в I полугодии 2020 года, можно выделить трех: датский ритейлер мебели и товаров для дома Jysk («Тройка»), монобрендовый магазин женской одежды Boss Woman («Авиапарк») и бутик итальянского бренда женской одежды Ereda («Смоленский пассаж»).
Всего в кондо-ТЦ было продано 3,8 тыс. кв. м, но при этом на продажу было выведено на 40% больше — 6,3 тыс. кв. м. Средняя цена
лотов снизилась на 7,6%, но доходность — на 0,7 п.п. — до 9,6%. При этом в проданных объектах она была в среднем на уровне в 13,6%. Это в раза выше базовой доходности по вкладам в рублях в июне 2020 года, которая по данным ЦБ, составила 6,69% на срок более года и 5,49% — до востребования.
“Рынок сегодня полностью в руках арендатора, — указывает Алексей Попиков, директор департамента торговых центров Becar Asset Management. — Многие из них сегодня пересматривают свои стратегии и уже не готовы выходить на объекты на прежних, “допандемийных” условиях. И до весны-2020 многие операторы вели свою коммерческую деятельность в убыток или с не сильно большим плюсом, таким сейчас собственники стараются при возможности предоставлять льготные условия до конца года.
В среднем посещаемость ТЦ снизилась на 20-30% по сравнению с 2019 годом, а вслед за ней — и арендные ставки. Их полноценное восстановление произойдет не ранее весны 2021 года, пока не будут сняты все ограничительные меры. В том числе и по закупке средства индивидуальной защиты и так делее, составляющих незопланированную часть расходов ритейлеров”.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
PIONEER в 2023 году увеличил продажи до 44 млрд рублей
PIONEER реализовал более 135 тыс. кв.м коммерческих и жилых площадей. Продажи девелопера составили 44 млрд рублей: по итогам 2023 года данный показатель компании вышел на докризисный уровень.
Серия донорских акций от O1 Properties
O1 Properties, крупнейший собственник офисной недвижимости класса А в Москве, объявляет о запуске важной благотворительной инициативы – серии донорских акций, которые будут проходить в течение 2024 года. В рамках данного проекта запланировано 6 мероприятий, первое из которых состоится
6 февраля 2024 года с 10:00 до 12:30 в бизнес-центре «Вивальди Плаза».
Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе
Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.
Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»
Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».
Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО
Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
IBC Real Estate: Торговые центры столицы освобождаются от вакансии
За второе полугодие 2023 года 41% ТЦ с вакансией более 20% смогли заместить ушедших арендаторов и снизить долю пустующих площадей.
SOK подвел итоги года: выручка составила 1,7 млрд рублей
Прибыль сети смарт-офисов SOK в 2023 году составила 1,7 млрд рублей. В 2024 году компания планирует повысить этот показатель.
Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%
В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…
MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34
В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.
В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер
В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.