Итоги II квартала на рынке торговой недвижимости Москвы

Итоги II квартала на рынке торговой недвижимости Москвы

Экстремальное начало этого года оказало сильное влияние на весь рынок торговой недвижимости. Несмотря на это, доходность кондо-ТЦ во II квартале 2020 года в два раза превысила средние ставки по рублевым депозитам.

В целом, оборот розничной торговли в апреле-июне сократился на 90,8%, общепита — на 77%. К июню посещаемость вновь открытых торговых центров в Москве вернулась к 65-70% от уровня июня 2019 года, но при этом открылись только 34 торговых операторов, а фудкорты остались закрытыми. Поэтому определить динамику роста вакантности представляется невозможным.

Предложение

К концу I полугодия общий объем рынка качественных торговых центров Москвы достиг 7,5 млн кв. м (GLA). Из них 355,3 тыс. кв.
м работали в кондо-формате, на продажу был выставлен почти каждый десятый “квадрат” — всего 33,9 тыс. кв. м. За II квартал рынок практически не увеличился: из-за карантинных мер правительства было введено всего 28 тыс.
кв. м. Это в пять раз, или на 81%, меньше по сравнению с январем-мартом 2020 года и самый низкий показатель за год. Всего же за первое полугодие объем рынка вырос на 2,4% или 175,4 тыс. кв. м. Крупнейшим объектом, введенным за первые 6 месяцев
года, стал ТЦ “Остров мечты” площадью около 80 тыс. кв. м (GLA).

Спрос

После продолжительного роста в течение нескольких кварталов средние ставки аренды в ТЦ пошли вниз, упав на 4,5% и 4,8% для якорных арендаторов и операторов торговой галереи соответственно. При этом в ТЦ кондо-формата они скорректировались только на -0,7% к уровню I квартала. Из шести крупнейших сделок апреля-июня три пришлись на гипермаркеты товаров для дома: Hoff (2
сделки) и IKEA. Еще три заключили развлекательные операторы: Termoland (2 сделки) и Round One.

Среди новых брендов, успевших выйти на столичный рынок в I полугодии 2020 года, можно выделить трех: датский ритейлер мебели и товаров для дома Jysk («Тройка»), монобрендовый магазин женской одежды Boss Woman («Авиапарк») и бутик итальянского бренда женской одежды Ereda («Смоленский пассаж»).

Всего в кондо-ТЦ было продано 3,8 тыс. кв. м, но при этом на продажу было выведено на 40% больше — 6,3 тыс. кв. м. Средняя цена
лотов снизилась на 7,6%, но доходность — на 0,7 п.п. — до 9,6%. При этом в проданных объектах она была в среднем на уровне в 13,6%. Это в раза выше базовой доходности по вкладам в рублях в июне 2020 года, которая по данным ЦБ, составила 6,69% на срок более года и 5,49% — до востребования.

“Рынок сегодня полностью в руках арендатора, — указывает Алексей Попиков, директор департамента торговых центров Becar Asset Management. — Многие из них сегодня пересматривают свои стратегии и уже не готовы выходить на объекты на прежних, “допандемийных” условиях. И до весны-2020 многие операторы вели свою коммерческую деятельность в убыток или с не сильно большим плюсом, таким сейчас собственники стараются при возможности предоставлять льготные условия до конца года.

В среднем посещаемость ТЦ снизилась на 20-30% по сравнению с 2019 годом, а вслед за ней — и арендные ставки. Их полноценное восстановление произойдет не ранее весны 2021 года, пока не будут сняты все ограничительные меры. В том числе и по закупке средства индивидуальной защиты и так делее, составляющих незопланированную часть расходов ритейлеров”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

PIONEER в 2023 году увеличил продажи до 44 млрд рублей

PIONEER реализовал более 135 тыс. кв.м коммерческих и жилых площадей. Продажи девелопера составили 44 млрд рублей: по итогам 2023 года данный показатель компании вышел на докризисный уровень.

Серия донорских акций от O1 Properties

O1 Properties, крупнейший собственник офисной недвижимости класса А в Москве, объявляет о запуске важной благотворительной инициативы – серии донорских акций, которые будут проходить в течение 2024 года. В рамках данного проекта запланировано 6 мероприятий, первое из которых состоится
6 февраля 2024 года с 10:00 до 12:30 в бизнес-центре «Вивальди Плаза».

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.