Александр Алейников, PRIDEX: Итоги исследования офисных интерьеров 2018 – 2020
Multi-space заменяет open-space и цифровизация офисной среды
Исследование охватывает свыше 70 офисных интерьеров общей площадью 294 000 кв. м, построенных в 2019-2020 годах. Специалисты компании PRIDEX оценивали структуру распределения площадей между основными функциональными зонами, анализировали средние показатели площади рабочего места в open-space, кабинетах линейного и топ-менеджмента, обеспеченность интерьеров переговорными и рекреационной инфраструктурой, а также определяли причины, из-за которых происходили те или иные изменения.
Несмотря на снижение деловой активности на рынке офисной недвижимости в 2020 году, в сегменте отделки офисных интерьеров отмечалась череда интересных изменений, предпосылки которых формировались последние 3-4 года, но катализатором их динамичного внедрения стала пандемия коронавируса.
Основным драйвером развития офисных интерьеров в 2020 году выступили банки, проходящие через процесс цифровизации бизнеса и реализовавшие в этот период ряд масштабных проектов. Интересно, что благодаря реструктуризации бизнеса, формированию новых fintech направлений и найму it-персонала, банкам, располагающим имиджем консервативных работодателей, удалось выработать новую модель офисных пространств.
Вместе с тем необходимость регулировать рассадку сотрудников в соответствии с требованиями Роспотребнадзора по соблюдению мер социального дистанцирования значительно повысили интерес компаний-арендаторов к программному обеспечению, позволяющему реализовать решения по навигации в интерьере, контролю доступа в офис и учету рабочего времени, бронированию рабочих мест и переговорных, диспетчеризации различных сервисов и т.д.
Основные тенденции:
Multi-space заменяет open-space
Основные изменения в структуре распределения площадей касаются увеличения доли открытых рабочих пространств с 47% до 51% при сохранении доли площадей, выделяемых под переговорные и рекреацию. Интересна причина данной коррекции – точечная интеграция в open-space многофункциональных помещений для повышения продуктивности сотрудников, а не уплотнение рассадки.
Структура распределения площадей между различными офисными зонами:
|
Кабинеты |
Открытые рабочие зоны |
Переговорные |
Рекреация |
Рецепции |
Технические помещения |
Неэффект. помещения |
2019 |
9% |
47% |
13% |
7% |
5% |
11% |
8% |
2020 |
6% |
51% |
12% |
7% |
4% |
11% |
9% |
На практике около 15-20% открытых рабочих зон приходится на многофункциональные помещения, как правило, зоны отдыха и разноформатные площадки для коммуникаций. Это небольшие локации, которые занимают неудачные с точки зрения естественного освещения или соседства с маршрутами оживленного трафика места, которые сложно учесть в статистике.
Новые планировочные решения меняют концепцию open-space, наделяя этот тип офисного помещения дополнительным функционалом. Учитывая, что такие нововведения внедряются в банковском секторе, известном своим консервативным подходом к организации бизнеса, окончательная трансформация open-space в multi-space, скорее всего, является вопросом времени.
Изменился и сам принцип проектирования рабочих мест: единый подход постепенно сменяется широкой вариативностью. Как правило, в отрытых рабочих зонах присутствуют три типа рабочих мест: компактные, предназначенные для непродолжительной или командной работы, стандартные, то есть обычные рабочие места, и обособленные места большей площади для работы, требующей сосредоточенности. Соотношение типов рабочих станций может варьироваться, тем самым формируя оптимальную рабочую среду для бизнеса конкретной компании.
Показатели средней площади рабочих мест и кабинетов:
|
Рабочее место в open-space |
Кабинет линейного менеджера |
Кабинет топ-менеджера |
2019 |
6,09 |
21,99 |
60,24 |
2020 |
5,45 |
17,37 |
49,4 |
Пример организации открытой рабочей зоны с несколькими типами рабочих станций:
|
Компактные рабочие места (hot-desk) |
Стандартные рабочие места |
Рабочие места для сосредоточенной работы |
Площадь рабочих мест |
2 — 2,5 кв. м |
5 – 6 кв. м |
6 – 8 кв. м. |
Доля от площади открытых рабочих зон |
30% |
50% |
20% |
Доля от количества рабочих мест в открытых рабочих зонах |
50% |
35% |
15% |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр
Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ
За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…
Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки
На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».
Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business
Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».
Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%
Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.
Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»
В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».
«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах
В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…
Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе
Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.
Более 50 событий для клиентов и партнеров провела за прошедший год команда MR Group
Девелопер MR Group подвел событийные итоги 2023 года — компания инициировала и поддержала 53 публичных и закрытых мероприятия.
IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию
За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…