Как изобрести офис заново
Эпидемия коронавируса меняет офисные пространства.
Будущее наступило быстрее самых смелых прогнозов. Цифровая экономика из звонкой цели в одночасье стала обыденностью – деловая жизнь переместилась в онлайн. «Мы все словно бы оказались участниками масштабного эксперимента по переходу на удаленку. Около 70% специалистов во всем мире стали работать из дома минимум раз в неделю», – пишет английское консалтинговое агентство Knight Frank в обзоре последствий пандемии COVID-19 для рынка недвижимости.
Пока традиционные офисы пустуют, бизнес начал искать более гибкие условия аренды, говорят опрошенные «Ведомости» специалисты по недвижимости. Поэтому в новой реальности в выигрыше оказались операторы гибких офисов с их короткими сроками аренды и продвинутым сервисом. Более того, кризис стал катализатором развития новых форматов гибкого офиса.
Работники заходят на посадку
Российский рынок офисной недвижимости бьет антирекорды: объем сделок аренды и покупки офисов в III квартале 2020 г. снизился в 2,5 раза по сравнению с показателями того же периода 2019 г. «Это минимальное квартальное значение с 2006 г. По итогам 2020 г. объем сделок не превысит 1 млн кв. м. – впервые с 2009 г.», – сокрушается руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL Алексей Кучвальский (ответ передан через пресс-службу).
«Многие компании переорганизовывают рабочее пространство: вводят гибкий график, допускают в офис лишь 25–30% сотрудников – такие цифры мы слышим от клиентов чаще всего. Сотрудникам некоторых организаций до сих пор запрещено не только выходить в офис, но и контактировать на бизнес-встречах в закрытом пространстве», – рассказала «Ведомости&» руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Наталья Никитина. Некоторые компании, по ее словам, отказываются от части площадей – в среднем от 20–30% пространства.
Впрочем, не все рыночные сегменты вели себя одинаково – пандемия стала дополнительным стимулом для гибких офисных решений и agile-подходов в организации офисных пространств, отмечает руководитель отдела офисных помещений «CBRE Россия» Елена Денисова в исследовании рынка офисной недвижимости Москвы.
По данным JLL, объем сделок аренды в гибких пространствах в III квартале 2020 г. вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 18 000 кв. м.
Гибкость – новый черный
Сервисные офисы – альтернатива классическим. Этот формат не требует капитальных затрат, времени на отделку, но включает обслуживание помещений и поддержку административного персонала, объясняет Кучвальский из JLL. По его словам, в этом формате арендаторов привлекают меньшие сроки аренды – от 1,5 до 3 лет, а площадь можно изменить: увеличить или сократить в зависимости от потребностей.
Сильная сторона гибких офисов – полная изолированность: в аренду сдаются не отдельные рабочие места и кабинеты, а помещение со всей необходимой инфраструктурой – рабочими пространствами, переговорными, кухнями и зонами отдыха, объясняет Никитина из Cushman & Wakefield. Такой формат, по ее словам, подойдет и крупным компаниям, которые ищут офис для размещения гибких проектных команд, и средним быстро растущим бизнесам. Таким компаниям сложно распланировать потребность в офисных площадях на долгий срок, поэтому они не готовы на долгосрочную аренду.
Крупные корпорации также будут больше нуждаться в гибких пространствах, чтобы адаптироваться к тренду на оптимизацию расходов и эффективнее управлять занимаемыми площадями.
По оценкам исследователей McKinsey, на гибкие форматы сейчас приходится около 3% рынка офисной недвижимости в США и в последние пять лет их доля росла на 25% ежегодно. Гибкий офис – единственный формат рабочего пространства, где в будущем люди будут работать так же много, как сейчас, прогнозируют эксперты McKinsey.
По оценкам JLL, к 2030 г. 30% всего офисного пространства в мире перейдет на гибкий формат.
Люди хотят посещать офис не для того, чтобы воспользоваться компьютером – это можно сделать и дома, – а чтобы обсудить совместные проекты и встретиться с клиентом, уверена Никитина. Она верит в рост спроса на flex-пространства, к которым относит и гибкие офисы, и коворкинги. При условии открытия всех площадок, заявленных операторами (всего их 80), к концу 2020 г. площадь гибких офисов и коворкингов в Москве может вырасти на 55% до 271 000 кв. м.
За такими офисами – будущее, уверен исполнительный директор оператора сервисных офисов Space 1 Павел Федоров. «Компании ищут оптимальное решение, которое позволит им сохранить гибкость в размещении сотрудников, но при этом иметь полноценный офис, соответствующий их бизнес-процессам. Можно сказать, что гибкий офис – это оптимальное решение в новой реальности», – рассуждает он.
Западные исследователи отмечают, какую важную роль в бизнесе играют спонтанные мысли, спонтанные идеи, которые рождаются только в ходе живого общения, и этого невозможно добиться за счет видеоконференц-связи, рассуждает Федоров. «Сейчас уже точно все понимают, что без офиса жизнь невозможна. Другое дело, что его формат, функция и наполнение будут меняться», – уверен он.
Ателье форматов
Гибкость сервисных офисов проявляется не только в сроках аренды, но и в возможности выбора из разных форматов. Так, производитель крепких алкогольных напитков – американская компания Brown Forman в разгар пандемии в июле 2020 г. арендовала 940 кв. м в проекте Space 1 «Фабрика Станиславского», поручив оператору создание кастомизированного пространства по своим требованиям с сохранением всех традиционных атрибутов гибкого офиса. Это была первая сделка формата build-to-suit для российских гибких офисов, сообщили участники сделки в совместном заявлении.
Оператор проекта – российская компания Space 1 создала для арендатора индивидуальное пространство, в котором помимо рабочих мест есть профессиональный бар для дегустаций и тренингов. «Поскольку Brown Forman занимается производством и продажей алкогольных напитков, компания часто проводит тренинги и презентации своих продуктов. В этой ситуации стандартное офисное решение для них просто не подходит. Работая над проектом, мы не просто учли необходимость нестандартного зонирования пространства, но и стремились в его дизайне отразить многолетнюю историю компании, передать ценности бренда», – рассказывает Федоров.
Нелишние метры
Еще одно решение на рынке сервисных офисов позволяет оптимизировать арендные платежи крупным компаниям, у которых оказался избыток площадей вследствие перевода сотрудников на удаленный режим работы.
Так, консалтинговый гигант EY с начала пандемии обнаружил, что больше не использует пятую часть арендуемых помещений в «Аврора бизнес парке» на Садовнической набережной в центре Москвы. Оптимизировать расходы на аренду компания решила по схеме revenue sharing (разделение выручки) и обратилась для этого к Space 1. Оператор взял на себя поиск субарендаторов и обслуживание офиса на условии, что около 30% доходов от сдачи недвижимости в аренду будет получать Space 1, а 70% – EY.
Такой же путь могут выбрать многие компании, особенно крупные, которым легко отправить сотрудников на удаленку без потери качества работы. Аренда, затраты на ремонт и обслуживание офисов могут составлять от 10 до 20% операционных расходов компании, отмечают исследователи McKinsey. Поэтому субаренда – это распространенный «кризисный» формат, который позволяет компаниям временно оптимизировать затраты и вернуться к исходным площадям при нормализации ситуации. Но не все компании готовы самостоятельно заниматься поиском субарендаторов. Кроме того, конкуренция в этом сегменте растет и привлечение профессионального оператора с его возможностями по аутсорсингу управления и эксплуатации офиса является дополнительным конкурентным преимуществом.
Новое открытие офиса
Но не только объемы площадей и гибкость сроков волнуют арендаторов по всему миру. Пандемия заставила компании задуматься о том, насколько организация их офисов способствует укреплению здоровья и благополучия работников. И в будущем эти вопросы будут приобретать все более важное значение. Тенденция к «уплотнению» сотрудников, которая наблюдалась на протяжении последнего десятилетия, скорее всего, изменится на противоположную, считает Кучвальский из JLL. В этом смысле выбор в пользу гибких пространств будет помогать компаниям управлять плотностью размещения людей в офисах.
«Уроки этого беспрецедентного мирового эксперимента позволят компаниям заново изобрести саму суть работы, образ действий и роль офисных пространств», – пишут эксперты McKinsey в докладе «Офисы и рабочее пространство после COVID». Они ожидают, что в будущем гибкость в отношении офисной работы откроет компаниям новые возможности для поиска талантов, сделает работу продуктивнее, корпоративную культуру – сильнее, расходы на аренду – эффективнее.
Источник: vedomosti.ru
Фото: pinterest.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Кинотеатр «КАРО» открылся в районном центре «Место встречи Эльбрус»
В районном центре «Место встречи Эльбрус» открылся кинотеатр «КАРО 4 Эльбрус». В нем для жителей района Царицыно доступны четыре новых кинозала. «КАРО 4 Эльбрус» стал седьмым мультиплексом «КАРО», открывшимся в районном центре «Место встречи». Именно эти площадки отличаются самой высокой заполняемостью по сети – в…
Компания Nikoliers стала лидером по объему сделок с офисной недвижимостью в России
Международная консалтинговая компания Nikoliers по итогам первого квартала 2024 года стала лидером среди ведущих консалтинговых компаний по объему сделок аренды и продажи офисных помещений на российском рынке. Доля Nikoliers в совокупном объеме сделок, заключенных консалтинговыми компаниями с офисной недвижимостью в России за три месяца, составила 39%.
Компания MR Group поддержит выпуск новой газеты «Арка»
С апреля 2024 года начинается выпуск ежеквартальной городской культурно-развлекательной газеты «Арка». Издание будет выходить при поддержке девелоперской компании MR Group.
ООО «СИЛА СВЕТА» приобрело производственно-логистическое здание площадью 12,6 тыс. кв. м в производственно-логистическом комплексе «Внуково-2» в Новой Москве
Производитель и поставщик свето- и электротехники ООО «СИЛА СВЕТА» совместно с девелопером Logistics Partners подписали договор купли-продажи производственно-логистического здания площадью 12,6 тыс. кв. м в комплексе «Внуково-2». Консультантом сделки выступила Bright Rich | CORFAC International.
Москва-Сити преобразится кварталом небоскрёбов от Страны Девелопмент
На аукционе Департамента Москвы по конкурентной политике ГК «Страна Девелопмент» выиграла право на застройку «Сити-2» в Пресненском районе столицы.
Ресторан грузинской кухни сети MiMi откроется в жилом районе «Скандинавия»
ГК «А101» и сеть ресторанов MiMi подписали соглашение об открытии первого в Новой Москве ресторана. Он разместится в Центре городских впечатлений СКАНДИ на площади Туве Янссон.
Офисный центр в стиле хай-тек построят на Пресненском Валу
Деловой комплекс высотой 130 метров станет архитектурной доминантой восточной части участка на территории нового городского квартала в районе Пресненский в центре столицы, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
IPG Россия переезжает на Петроградку
Группа компаний IPG Россия переезжает в Case на Кропоткина, 1 в Петроградском районе. Переезд обусловлен активным ростом бизнеса. Сотрудники компаний займут блок 60 рабочих мест с видовой террасой.
В Москве состоялась XV ежегодная офисная конференция NF Group
XV ежегодная конференция «Офисы: по-новому живем, по-новому работаем», организованная консалтинговой компанией NF Group, прошла 11 апреля. Ведущие специалисты отрасли представили аналитику рынка и поделились видением его дальнейшего развития, обсудили преимущества аренды и покупки офисов, рост средневзвешенной арендной ставки, а также альтернативные источники энергии при эксплуатации такой недвижимости. Партнерами мероприятия стали: O1 Properties, Space 1, Pridex Spaces, ICITY, MR Group, Lepta Capital, Ancor, а посетили его более 350 гостей, что стало абсолютным рекордом за 15 лет.
Директор по коммерческой недвижимости MR Group Кермен Мастиев рассказал о трендах в сфере офисного строительства на примере деловых небоскребов iCITY
Директор по коммерческой недвижимости MR Group Кермен Мастиев выступил на XV Ежегодной офисной конференции NF Group. На мероприятии эксперты в сфере офисной недвижимости обсудили ключевые события рынка, актуальные вопросы и прогнозы.