Как изобрести офис заново

Эпидемия коронавируса меняет офисные пространства.

Будущее наступило быстрее самых смелых прогнозов. Цифровая экономика из звонкой цели в одночасье стала обыденностью – деловая жизнь переместилась в онлайн. «Мы все словно бы оказались участниками масштабного эксперимента по переходу на удаленку. Около 70% специалистов во всем мире стали работать из дома минимум раз в неделю», – пишет английское консалтинговое агентство Knight Frank в обзоре последствий пандемии COVID-19 для рынка недвижимости.

Пока традиционные офисы пустуют, бизнес начал искать более гибкие условия аренды, говорят опрошенные «Ведомости» специалисты по недвижимости. Поэтому в новой реальности в выигрыше оказались операторы гибких офисов с их короткими сроками аренды и продвинутым сервисом. Более того, кризис стал катализатором развития новых форматов гибкого офиса.

Работники заходят на посадку

Российский рынок офисной недвижимости бьет антирекорды: объем сделок аренды и покупки офисов в III квартале 2020 г. снизился в 2,5 раза по сравнению с показателями того же периода 2019 г. «Это минимальное квартальное значение с 2006 г. По итогам 2020 г. объем сделок не превысит 1 млн кв. м. – впервые с 2009 г.», – сокрушается руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL Алексей Кучвальский (ответ передан через пресс-службу).

«Многие компании переорганизовывают рабочее пространство: вводят гибкий график, допускают в офис лишь 25–30% сотрудников – такие цифры мы слышим от клиентов чаще всего. Сотрудникам некоторых организаций до сих пор запрещено не только выходить в офис, но и контактировать на бизнес-встречах в закрытом пространстве», – рассказала «Ведомости&» руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Наталья Никитина. Некоторые компании, по ее словам, отказываются от части площадей – в среднем от 20–30% пространства.

Впрочем, не все рыночные сегменты вели себя одинаково – пандемия стала дополнительным стимулом для гибких офисных решений и agile-подходов в организации офисных пространств, отмечает руководитель отдела офисных помещений «CBRE Россия» Елена Денисова в исследовании рынка офисной недвижимости Москвы.

По данным JLL, объем сделок аренды в гибких пространствах в III квартале 2020 г. вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 18 000 кв. м.

Гибкость – новый черный

Сервисные офисы – альтернатива классическим. Этот формат не требует капитальных затрат, времени на отделку, но включает обслуживание помещений и поддержку административного персонала, объясняет Кучвальский из JLL. По его словам, в этом формате арендаторов привлекают меньшие сроки аренды – от 1,5 до 3 лет, а площадь можно изменить: увеличить или сократить в зависимости от потребностей.

Сильная сторона гибких офисов – полная изолированность: в аренду сдаются не отдельные рабочие места и кабинеты, а помещение со всей необходимой инфраструктурой – рабочими пространствами, переговорными, кухнями и зонами отдыха, объясняет Никитина из Cushman & Wakefield. Такой формат, по ее словам, подойдет и крупным компаниям, которые ищут офис для размещения гибких проектных команд, и средним быстро растущим бизнесам. Таким компаниям сложно распланировать потребность в офисных площадях на долгий срок, поэтому они не готовы на долгосрочную аренду.

Крупные корпорации также будут больше нуждаться в гибких пространствах, чтобы адаптироваться к тренду на оптимизацию расходов и эффективнее управлять занимаемыми площадями.

По оценкам исследователей McKinsey, на гибкие форматы сейчас приходится около 3% рынка офисной недвижимости в США и в последние пять лет их доля росла на 25% ежегодно. Гибкий офис – единственный формат рабочего пространства, где в будущем люди будут работать так же много, как сейчас, прогнозируют эксперты McKinsey.

По оценкам JLL, к 2030 г. 30% всего офисного пространства в мире перейдет на гибкий формат.

Люди хотят посещать офис не для того, чтобы воспользоваться компьютером – это можно сделать и дома, – а чтобы обсудить совместные проекты и встретиться с клиентом, уверена Никитина. Она верит в рост спроса на flex-пространства, к которым относит и гибкие офисы, и коворкинги. При условии открытия всех площадок, заявленных операторами (всего их 80), к концу 2020 г. площадь гибких офисов и коворкингов в Москве может вырасти на 55% до 271 000 кв. м.

За такими офисами – будущее, уверен исполнительный директор оператора сервисных офисов Space 1 Павел Федоров. «Компании ищут оптимальное решение, которое позволит им сохранить гибкость в размещении сотрудников, но при этом иметь полноценный офис, соответствующий их бизнес-процессам. Можно сказать, что гибкий офис – это оптимальное решение в новой реальности», – рассуждает он.

Западные исследователи отмечают, какую важную роль в бизнесе играют спонтанные мысли, спонтанные идеи, которые рождаются только в ходе живого общения, и этого невозможно добиться за счет видеоконференц-связи, рассуждает Федоров. «Сейчас уже точно все понимают, что без офиса жизнь невозможна. Другое дело, что его формат, функция и наполнение будут меняться», – уверен он.

Ателье форматов

Гибкость сервисных офисов проявляется не только в сроках аренды, но и в возможности выбора из разных форматов. Так, производитель крепких алкогольных напитков – американская компания Brown Forman в разгар пандемии в июле 2020 г. арендовала 940 кв. м в проекте Space 1 «Фабрика Станиславского», поручив оператору создание кастомизированного пространства по своим требованиям с сохранением всех традиционных атрибутов гибкого офиса. Это была первая сделка формата build-to-suit для российских гибких офисов, сообщили участники сделки в совместном заявлении.

Оператор проекта – российская компания Space 1 создала для арендатора индивидуальное пространство, в котором помимо рабочих мест есть профессиональный бар для дегустаций и тренингов. «Поскольку Brown Forman занимается производством и продажей алкогольных напитков, компания часто проводит тренинги и презентации своих продуктов. В этой ситуации стандартное офисное решение для них просто не подходит. Работая над проектом, мы не просто учли необходимость нестандартного зонирования пространства, но и стремились в его дизайне отразить многолетнюю историю компании, передать ценности бренда», – рассказывает Федоров.

Нелишние метры

Еще одно решение на рынке сервисных офисов позволяет оптимизировать арендные платежи крупным компаниям, у которых оказался избыток площадей вследствие перевода сотрудников на удаленный режим работы.

Так, консалтинговый гигант EY с начала пандемии обнаружил, что больше не использует пятую часть арендуемых помещений в «Аврора бизнес парке» на Садовнической набережной в центре Москвы. Оптимизировать расходы на аренду компания решила по схеме revenue sharing (разделение выручки) и обратилась для этого к Space 1. Оператор взял на себя поиск субарендаторов и обслуживание офиса на условии, что около 30% доходов от сдачи недвижимости в аренду будет получать Space 1, а 70% – EY.

Такой же путь могут выбрать многие компании, особенно крупные, которым легко отправить сотрудников на удаленку без потери качества работы. Аренда, затраты на ремонт и обслуживание офисов могут составлять от 10 до 20% операционных расходов компании, отмечают исследователи McKinsey. Поэтому субаренда – это распространенный «кризисный» формат, который позволяет компаниям временно оптимизировать затраты и вернуться к исходным площадям при нормализации ситуации. Но не все компании готовы самостоятельно заниматься поиском субарендаторов. Кроме того, конкуренция в этом сегменте растет и привлечение профессионального оператора с его возможностями по аутсорсингу управления и эксплуатации офиса является дополнительным конкурентным преимуществом.

Новое открытие офиса

Но не только объемы площадей и гибкость сроков волнуют арендаторов по всему миру. Пандемия заставила компании задуматься о том, насколько организация их офисов способствует укреплению здоровья и благополучия работников. И в будущем эти вопросы будут приобретать все более важное значение. Тенденция к «уплотнению» сотрудников, которая наблюдалась на протяжении последнего десятилетия, скорее всего, изменится на противоположную, считает Кучвальский из JLL. В этом смысле выбор в пользу гибких пространств будет помогать компаниям управлять плотностью размещения людей в офисах.

«Уроки этого беспрецедентного мирового эксперимента позволят компаниям заново изобрести саму суть работы, образ действий и роль офисных пространств», – пишут эксперты McKinsey в докладе «Офисы и рабочее пространство после COVID». Они ожидают, что в будущем гибкость в отношении офисной работы откроет компаниям новые возможности для поиска талантов, сделает работу продуктивнее, корпоративную культуру – сильнее, расходы на аренду – эффективнее.

Источник: vedomosti.ru

Фото: pinterest.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…