офисная недвижимость 2022

Какими будут офисы в 2022 году?

«Даже с возвращением бизнеса на прежние рельсы вряд ли речь будет идти о возврате в большие офисы» — Артем Пантелеев, коммерческий директор «Гинт-М». Начавшись как незапланированный эксперимент, проверенный при весьма необычных обстоятельствах, перевод сотрудников на удаленную работу показал интересные результаты с точки зрения производительности компаний, личной продуктивности, изменения рабочих привычек. Масштабные выводы делать еще рано, но уже сейчас очевидно – в новой постковидной эре будут пересмотрены отношения с физическим пространством.

До пандемии в корпоративной среде бороться за более гибкую рабочую политику считалось правилом хорошего тона. Дистанционная работа представлялась привлекательной, но малодоступной. И вот внезапно настал день, когда заветное желание исполнилось – показав и обратную сторону заветной «удаленки». Изоляция, физическое дистанцирование дали повод задуматься о том, какие моменты повседневной жизни те, кто работает в офисе, действительно упускает, а без чего, оказывается, можно запросто обойтись. Стоит ли удивляться, что тотальная «удаленка» подошла не всем – если одни могли продуктивно работать в одиночестве, другие чувствовали себя растерянными, не получая желаемых указаний и обратной связи. Согласно недавнему исследованию компании Colliers, сегодня мало кто выступает за возвращение всех в офисы, равно как и мечтает о продолжении работы из дома – большинство хотят получит некий корпоративный гибрид: 70% сотрудников после пандемии рассчитывают работать из дома хотя бы один день в неделю, сообщают «Ведомости«.

За последнее время в мире было проведено несколько масштабных исследований, анализирующих особенности работы во время пандемии и смену рабочих привычек. Среди основных преимуществ удаленной работы респонденты отмечали: отсутствие необходимости тратить время на дорогу; баланс между работой и личной жизнью;  возможность выполнять рабочие задачи по гибкому графику и др.

Один из важных достоинств удаленной работы – больший доступ к соискателям. Людей, готовых трудиться дистанционно и из разных точек планеты, всегда заведомо больше, чем тех, кто готов физически приходить в офис. Еще один важный плюс – повышенная производительность. Airtasker недавно исследовал повседневные привычки более 1000 сотрудников. Несмотря на то, что удаленные сотрудники тратили больше времени на перерывы, они уделяли и больше времени рабочим задачам. 39% удаленных сотрудников жаловались на то, что они отвлекаются в процессе работы, в то время как в офисе на это жаловались 56% персонала.

Удаленная работа напрямую связана с уровнем удовлетворенности людей. Ежегодно работающие взрослые в возрасте от 18 до 34 лет, согласно Mom Corp Survey, готовы пожертвовать более 10% своей зарплаты ради достижения профессиональной гибкости, которую обеспечивает удаленная работа.

Впрочем, проблем и недостатков у «удаленки» не меньше. Это и сложности с интеграцией в компанию новых членов команды; и трудности с поддержанием корпоративной культуры; и серьезное снижение сплоченности команды. Неудобное рабочее место, недостаточность его технического оснащения тоже могут негативно влиять на рабочий процесс.

Среди ключевых проблем – недоверие управленцев. Исследование Global Workplace Analytics говорит о том, что 75% менеджеров доверяют своим сотрудникам, даже когда их не видят, но 25% предпочли бы визуально контролировать исполнение рабочих задач. Еще один важный недостаток – снижение эффективности коллабораций. Успешное сотрудничество во многом зависит от хорошо развитых личных отношений между участниками, которые сложнее поддерживать и развивать удаленно. Но самая большая проблема – одиночество и изоляция. Именно поэтому для эффективного управления удаленной работой требуется менять формат корпоративного управления.

Хотя многие были удивлены уровнем эффективности, которого удалось добиться при работе из дома, и работодатели, и сотрудники понимают, что без офиса не обойтись. Очевидно, что в будущем речь будет идти о создании некоей гибридной модели, в которой будут гармонично сосуществовать как офис, так и дистанционная работа. 

Офисы: резать, не дожидаясь 

Еще до пандемии, как показывают многочисленные замеры и опросы, в среднестатистическом офисе была занята только половина рабочих площадей. В пандемию коэффициент использования недвижимости просел еще более драматично. Многие компании уже оптимизировали метраж либо за счет сдачи невостребованных пространств в субаренду, либо за счет переезда в более компактный офис. Но подобное положение дел я бы связывал не только с переводом сотрудников на удаленку, но и с сокращением количества проектов и персонала. И даже с возвращением бизнеса на прежние рельсы вряд ли речь будет идти о возврате в большие офисы – с учетом удаленки компании будут искать возможность экономить, оставаясь эффективными. Согласно Global Workplace Analytics, отдельная компания может сэкономить $11 000 в год на удаленного сотрудника, который 50% времени работает на дому. Это ли не повод переосмыслить расходную часть бизнеса?

Инвестиции в технологии

Средства, сэкономленные на офисе, будут вложены в цифровой опыт и технологии. Появится больше виртуально связанных пространств для совместной работы, чтобы окончательно стереть границы между удаленными и офисными командами. Также могут появиться новые способы виртуального подключения. В зависимости от дальнейшего развития «вирусного» сценария, развитие будущих технологий может касаться и вопросов безопасности. Речь может идти об установке оборудования, увеличивающего приток наружного воздуха в помещения, ионизации воздуха, УФ-обеззараживания и т.д. Уже сегодня многие офисы оборудованы бесконтактными технологиями – двери открываются по команде датчиков движения и системы распознавания лиц, лифт можно вызвать голосовой командой и т.д. В будущем эта тенденция, скорее всего, будет набирать обороты.

Изменения в open space

Предсказуемо в офисах станет меньше открытых рабочих станций, но больше – комнат для концентрации, помещений для видеоконференцсвязи. Может быть увеличено расстояние между рабочими местами. Многоцелевые, гибкие пространства, которые можно изменить в любой момент, станут важной характеристикой постковидных офисов. 

Примечательно, что сотрудники, избалованные домом, захотят иметь некоторый контроль над своим пространством и в офисе. Столы с механизмом подъема, контроль затемнения перегородок в кабинете, индивидуальная регулировка температуры пространства – вот лишь несколько областей, к которым они могут проявить интерес. 

Бизнес-протоколы

Могут быть пересмотрены и ключевые протоколы офисного этикета: критерии оценки личной эффективности с учетом фактора удаленной работы, изменение рабочих графиков и повсеместное внедрение системы бронирования рабочих мест, возможное введение посменной офисной работы (с учетом имеющихся задач и требований к качеству их исполнения), отдельные квалификационные требования для удаленного труда и т. д.

Перенастройку рабочих процессов под гибридный формат работы начали многие компании. Эффективность ее во многом зависит от фазы развития организации, например, от наличия новых сотрудников, которые находятся на стадии освоения корпоративной культуры. Также среди важнейших факторов эксперты отмечают уровень опыта руководителей групп, отлаженность бизнес-процессов и наличие электронного документооборота. Но, как бы то ни было, игра стоит свеч – как говорят эксперты, помимо благоприятных условий работы и значительной экономии ресурсов компании, «гибрид» успешно решает проблему выгорания сотрудников, обеспечивая лучший баланс работы и личной жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…