Редакция «РБК-Недвижимости» поговорила с основателем бюро Citymakers и членом Архитектурного совета Москвы Петром Кудрявцевым и попыталась разобраться, как формируются новые центры в городе, зачем они нужны и сколько еще центров в Москве появятся в будущем.

— Что такое, в принципе, городской центр и как он может быть сформирован в таком мегаполисе, как Москва?

— Сейчас в Москве происходит развитие крупных территорий, которые в перспективе можно назвать новыми центрами притяжения в городе. Потенциальными новыми центрами Москвы могут стать «Большой Сити», а также территория ЗИЛа и Южного порта. В отличие от других крупных проектов не в центре города там есть все предпосылки для многофункциональности, наличия рабочих мест, хорошего жилья и «третьей функции» — культуры, образования, общественных пространств и спорта. Все это позволит сделать территорию востребованной для местных жителей, а также точкой притяжения для горожан из других районов. Поэтому, когда мы говорим про новый городской центр, речь идет прежде всего про размер территории вкупе с плотностью. То есть это территория, где хватает места для размещения большого количества сервисов и услуг и хорошая обеспеченность транспортом.

— Почему «Большой Сити» должен стать новым центром города? Разве существующий ММДЦ «Москва-Сити» и так не является центром деловой активности, зачем дальше развивать окрестные территории?

— Для начала нужно разобраться в проектах, которые относятся к Сити. Сегодня ММДЦ «Москва-Сити» — это концентрация офисных и деловых функций, а также крупный торговый молл. Это престижная локация с точки зрения офисов и апартаментов, но здесь нет общественных пространств, функции которых выполняет сейчас «Афимолл», что неправильно, так как лишает горожан возможности качественно проводить свой досуг без необходимости что-то покупать. И уж точно здесь не хватает «третьей функции» — а она и является основой города, без нее невозможна полноценная и комфортная жизнь в пространстве мегаполиса.

Проект «Большой Сити» — более масштабный по площади застройки, в рамках которого развиваются бывшие промзоны за ТТК вдоль Шмитовской набережной общей площадью порядка 3 тыс. га. Новый проект продолжает существующий «Сити» и может развиваться на основе «работы над ошибками». Он позволит сформировать в этой локации новое сердце города — с всесезонными общественными пространствами, нестандартными типологиями ретейла и офисов, качественным жильем и большим людским трафиком. К тому же у данной территории огромный потенциал для развития: транспортная доступность, наличие ТПУ, концентрация больших системных игроков — банков, крупных международных компаний, правительственные структуры в существующем «Сити». Все эти факторы позволят сформировать большую плотность людей на огромной территории.

— На примере «Сити» можно сделать вывод, что для развития нового центра необходимо иметь уже какую-то инфраструктуру, от которой можно отталкиваться. Так ли это?

— Не совсем так. Неслучайно, когда говорят о новых центрах Москвы, упоминают территорию бывшего завода ЗИЛ, по факту, представляющую собой полуостров исключительно с промышленной застройкой, которая в основном сносится. При этом в прилегающих районах достаточно большая плотность населения, существует удобная транспортная инфраструктура, небольшая удаленность от исторического центра города позволяет быстро туда добраться, а также есть выход к воде. Площадь застройки промзоны и прилегающих территорий составит более 6 млн кв. м недвижимости, из которых примерно 5 млн кв. м — непосредственно на месте бывшего завода им. Лихачева. Поэтому неудивительно, что на эту территорию есть амбициозные планы. Как логичное продолжение строительства жилья на севере территории, активно развивается ЗИЛ-Юг — южная часть полуострова. Это одна из самых больших площадок редевелопмента в Москве.

В основе развития территории заложены следующие принципы: продуманная система общественных пространств и пешеходных маршрутов, разнообразие застройки и проницаемость территории. Приоритет здесь отдан пешеходам и микромобильности: все основные коммерческие, деловые и общественные пространства находятся в 15-минутной пешеходной доступности из любой точки района, поэтому жители смогут получать все услуги, жить, работать и проводить досуг, не покидая района.

Развитие новых территорий с нуля, как в случае с ЗИЛ-Юг, дает большую свободу в формировании структуры района и связей внутри. Думаю, что серьезный вызов — это именно внешние связи — пешеходные, автомобильные, а также доступность общественным транспортом. Поэтому подобные проекты невозможны без тесного взаимодействия с городом.

— Новый район развивается на бывшей промышленной территории. Это сегодняшняя тенденция или, скорее, исключение из правил?

— В Москве, как и во многих мегаполисах мира, осталось большое промышленное наследие, которое уже не используется по своему прямому назначению. Нужно возвращать эти территории, расположенные в привлекательных локациях, зачастую на воде, и обладающие хорошей транспортной доступностью, горожанам.

При этом мы должны бережно относиться к легенде и истории места, даже в случае его полного переформатирования. В идеале — сохраняя некоторые промышленные постройки в случае, если это возможно. Наполнение бывших промзон различными функциями позволяет создавать места притяжения, которые впоследствии могут стать лицом города.

— Что важно учитывать при формировании нового центра города и как много времени должно пройти, чтобы он начал жить?

— Надо учесть запросы города и понять, какие задачи будет решать новый проект. Например, в «Большом Сити» можно решить проблему всесезонных общественных пространств. Для Москвы это очень актуальный вопрос, так как парки у нас работают всего шесть месяцев в году. Москвичам не хватает мест, где они смогут комфортно ощущать себя в любое время года, получать все функции классического парка или городской площади, просто находиться в пространстве без необходимости приобретать какие-то услуги. Такие крупные всесезонные пространства могли бы существовать не только в «Сити», но и, например, в районе Южного порта.

Чтобы увидеть, как новые районы, такие как ЗИЛ-Юг, станут новыми городскими центрами, должно пройти не менее 15 лет, за это время территории начнут жить и взаимодействовать с городом, а внутри районов образуются прочные связи между кварталами, домами и людьми.

Но первые результаты на территории ЗИЛ-Юг будут видны уже через пять лет, когда будут готовы первые очереди. Они будут функционировать независимо и сами по себе создадут первый центр притяжения.

— Все говорят про три новых городских центра, сейчас есть два потенциальных центра — на западе и на востоке. А что с севером и югом, нужны ли еще где-то новые центры?

— Москва имеет большой потенциал для развития новых центров. Например, если говорить про юго-запад, то это территория за МГУ, район Раменки — это интересный научный центр и концентрация студенческой жизни, особенно учитывая масштабный проект Технологической долины МГУ. Рядом — территория нового кампуса «Яндекса». Здесь концентрация общественных пространств, исследовательских процессов и энергия IT-сферы успешно совмещены с зелеными пространствами и широкими проспектами.

За МКАД развитие больших центров возможно при наличии сильного якоря, как в случае со Сколково или изначальной функцией Новой Москвы — нового центра федеральной власти. Нужно понимать, что все крупные штаб-квартиры, которые рассчитаны на молодых и активных специалистов, это не только рабочие места. Сотрудникам, особенно молодым, необходимы места для проведения досуга, доступное жилье, социальная инфраструктура, развитая транспортная система, и сделать это за городом непросто. Но со временем кампусы крупных компаний будут развиваться и в области, даже в серьезном отдалении от Москвы. Сейчас есть спрос на спокойный образ жизни в небольшом городе, рядом с природой, но при этом, чтобы в доступности был исторический центр.

Москва — это разнообразный город, который очень быстро адаптируется к изменениям. Новые знаковые для города территории способны быстро создавать устойчивые связи и формировать новые привычки у горожан, учитывая размеры города и транспортную доступность, ведь экономия времени — важный фактор современный жизни. Важно, чтобы новые центры не просто разгружали исторический, а создавали новые функции, которых у города нет, и формировали новую идентичность столицы.
 
Автор: Игнат Бушухин

Источник и фото: realty.rbc.ru