Каждому по потребностям: рынок гибких офисных пространств в Москве растет количественно и меняется качественно
Институт долгосрочных арендных отношений попал сегодня в зону турбулентности, это заставит рынок коммерческой недвижимости трансформироваться в сторону гибкости, и офисный сегмент в нем – не исключение. Все больше собственников, операторов и арендаторов начинают интересоваться так называемыми гибкими (flex) офисами и их новой модификацией: офисами по модели build-to-suit.
Расставание будет легким
Гибкий сервисный офис – это готовое пространство c уже установленной мебелью и оборудованием, выполненное по всем современным требованиям и стандартам, которое легко можно подстроить под потребности нового арендатора: поменять планировку, дизайн, внедрить в оформление пространства корпоративный стиль. При этом вложения в ремонт и оборудование, издержки на клининг, интернет, эксплуатацию и расходные материалы будут включены в ставку аренды, сроки которой, в отличие от классической, начинаются от 12-18 месяцев. В случае расширения или уменьшения компании-арендатора оператор в рамках договора предоставит новый офис, соответствующего размера, а если у него такой возможности не найдется – «разлука будет без печали» и без штрафных санкций.
По европейскому пути, но быстрее
Согласно исследованию JLL, по объему предложения flex-офисов российский рынок растет быстрее европейского – на 50% в год: в 2018 году их доля составляла 0,5% от всего объема офисной недвижимости, а в 2020 уже 1,5%.
До пандемии в Москве в 2020 ожидалось открытие 14 подобных площадок общей площадью 64 000 кв.м. Уже работают в гибких офисах такие крупные компании, как банк «Тинькофф», МТС, Росбанк, ВТБ, «Яндекс», X5 Retail Group, Huawei и другие. Сейчас строительство новых объектов офисной недвижимости замедлилось из-за карантина, рынок сжался, падение объемов купленных и арендованных площадей в столице в этом году может достичь 20%, но сегмент гибких офисов будет расти, так как и малые, и средние, и крупные компании в условиях неопределенности будут стараться оптимизировать расходы на аренду и не нести рисков капитальных вложений и штрафов за выход из договора.
Пандемия ускорит этот процесс (операторы сервисных пространств могут взять на себя риски собственников недвижимости, заключая договоры с ними на 7-10 лет и предоставляя гибкие условия найма арендаторам), и изменит его качественно – гибкими офисами стали интересоваться уже не только небольшие IT-компании, но и государственные и производственные компании.
Ключ от новой ниши
Уже несколько лет рынок классической аренды уверенно движется в сторону формата build-to-suit («офис под ключ», далее – BTS), поскольку в ситуации экономической нестабильности, которая уже стала нормой для нас, это позволяет снижать риски спекулятивного строительства объектов, а также учитывать специфику потребностей будущих арендаторов. К примеру, наши первые площадки («Space 1 Композиторская» и «Space 1 Арбат») мы создавали как готовое, универсальное, стильное и технологичное пространство, которое можно быстро можно адаптировать под несложные запросы арендатора (поменять формат рассадки, добавить брендирование, по уже заложенным направляющим выделить новую переговорную и т.д). А новые площадки на «Большевике», «Фабрике Станиславского» и «ЛеФОРТе» – планируем реализовать уже в формате BTS, что позволит нам учесть самые строгие и неожиданные ТЗ клиента и выполнить их за короткий срок – 3-4 месяца. Так, только за последний месяц к нам пришли четыре клиента на формат BTS: две компании, связанные с IT, и две компании из сегмента FMCG. Вот пример из конкретного ТЗ: необходимо организовать помещение под ситуационный центр, в котором необходима огромная панель из мониторов, где инженеры 24х7 отслеживают динамику изменений на объектах. Другой кейс: для финтех-компании, которая имеет банковскую лицензию, нужен офис, который, в том числе, может пройти все требования закона о банковской деятельности (контроль доступа, видеонаблюдение, зарезервированная IT-инфраструктура, организация работы с «чувствительными» документами).
Казалось бы, арендатору проще взять в таком случае прямую аренду на пять лет и построить там все «под себя» самостоятельно, но не у всех есть желание тратить на это время и ресурсы, отвлекать сотрудников и огромные деньги из оборота, заниматься непрофильной для себя архитектурой, строительством и эксплуатацией офиса. Опытный же оператор может оперативно создать такое пространство и «размазать» все капитальные затраты по арендным платежам. Арендатор может быть уверен, что новый офис будет не только соответствовать его специфическим задачам, но и станет современным и стильным, поскольку у оператора накоплен большой опыт в реализации таких проектов.
На вырост
На сегодняшний день рынок built-to-suit офисов корпоративного класса для крупных клиентов только зарождается, но очевидно, что он будет развиваться и привлечет других операторов помимо Space 1. С точки зрения географии пока запрос на такой формат фиксируется только в Москве, так как в регионах рынок коммерческой недвижимости отличается от столичного: бизнес-сообщество там менее профессионально, меньше и сами площадки, более короткие договоры аренды и по-другому выстроены отношения с кредиторами. Следовательно, там нет и главной задачи большинства собственников недвижимости – надолго сдать помещение надежной компании, чтобы обеспечить свои обязательства перед залогодержателями.
Но рано или поздно возможности build-to-suit оценят и в регионах, только масштабы запросов там будут скромнее, но зато – более массовыми. В Москве же и городах-миллионниках к build-to-suit неизбежно придут компании, уверенные в своих перспективах на ближайшие 5-10 лет: госкорпорации, IT и банковский сектор, крупные зарубежные компании.
Источник: hsnob.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию
За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.
По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то есть на 13,8 п. п. В расчете учитывались свободные рабочие места в открытых спекулятивных площадках.
PIONEER в 2023 году увеличил продажи до 44 млрд рублей
PIONEER реализовал более 135 тыс. кв.м коммерческих и жилых площадей. Продажи девелопера составили 44 млрд рублей: по итогам 2023 года данный показатель компании вышел на докризисный уровень.
Серия донорских акций от O1 Properties
O1 Properties, крупнейший собственник офисной недвижимости класса А в Москве, объявляет о запуске важной благотворительной инициативы – серии донорских акций, которые будут проходить в течение 2024 года. В рамках данного проекта запланировано 6 мероприятий, первое из которых состоится
6 февраля 2024 года с 10:00 до 12:30 в бизнес-центре «Вивальди Плаза».
Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе
Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.
Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»
Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».
Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО
Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
IBC Real Estate: Торговые центры столицы освобождаются от вакансии
За второе полугодие 2023 года 41% ТЦ с вакансией более 20% смогли заместить ушедших арендаторов и снизить долю пустующих площадей.
SOK подвел итоги года: выручка составила 1,7 млрд рублей
Прибыль сети смарт-офисов SOK в 2023 году составила 1,7 млрд рублей. В 2024 году компания планирует повысить этот показатель.
Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%
В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…
MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34
В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.