Колоссальный отложенный спрос. Как воспользоваться дефицитом офисов

Москва уже несколько лет испытывает дефицит крупных офисов. Арендовать помещения более 10-15 тыс. кв. м в новом качественном бизнес-центре в пределах МКАД (не говоря уже про престижные локации в центре города) нереально для компании любого уровня и возможностей.

Рассмотрим сложившуюся рыночную ситуацию, чтобы понять перспективы, которыми могут воспользоваться нуждающиеся в больших офисных площадях предприятия, а также крупные инвесторы.

 
Крупные офисные площади — рыночная ситуация

Компания, которой требуются офисные пространства большой площади, сегодня может: 1) забронировать аренду в строящихся бизнес-центрах, 2) купить или построить офис самостоятельно или 3) переехать за МКАД.

Два последних варианта для многих неприемлемы: бизнес может быть территориально привязан к столице и не иметь компетенций в строительстве. К тому же крупные лоты или отдельно стоящие офисные здания — редкое предложение в Старой Москве. По информации брокерской компании Colliers, в переделах ТТК на продажу выставлено только одно офисное здание. «У покупателей и конечных пользователей крупных офисных блоков в Москве практически нет выбора из построенных зданий», — уточнил масштабы дефицита директор департамента продаж офисной недвижимости Colliers Андрей Кухар. По его словам, бизнесу остается только один вариант: рассматривать строящиеся и планируемые к строительству проекты.

Кстати, о строящихся бизнес-центрах… В Москве в 2021 году будет введено около 529 тыс. кв. м офисных площадей, рассказали в консалтинговой компании JLL. «Это станет максимальным значением объема нового предложения с 2015 года. К 2023 году ожидается к выходу около 600 тыс. кв. м площадей, которые будут расположены в децентрализованных локациях», — уточнил директор отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL Кирилл Бабиченко. Но, учитывая рекордные объемы ввода офисов в 1,4 млн кв. м в 2014 году и 1,8 млн кв. м в 2008-м, это совсем немного.

«В целом рынок строительства офисов и их продажи развивается медленнее, чем существующий спрос на такой продукт. Одна из причин заключается в предпочтении девелоперов реализации, скорее, жилых проектов как более высокодоходного для них продукта с предсказуемым горизонтом продаж. При этом в долгосрочной перспективе нехватка качественных площадей в сегменте розничной продажи становится более очевидной», — резюмировал директор направления продаж и приобретений отдела офисных помещений CBRE Александр Пятин.

Рассмотрим тему далее. Каким компаниям нужны крупные офисы и отдельно стоящие здания? Госкорпорациям, растущему и крупному бизнесу, который «поднялся» в пандемию. Например, это предприятия пищевой промышленности, фармацевтики, цветной металлургии. Именно такие компании и начали рассматривать вопросы расширения своих помещений или планировать инвестиционные вложения, объяснил Андрей Кухар.

«Сейчас, когда будущий дефицит офисных помещений стал реален, все больше девелоперов начинают искать и приобретать площадки под офисные проекты. Но основной выход новых БЦ на рынок придется на 2023–2025 годы. Копится колоссальный отложенный спрос», — пояснил эксперт.

 
Крупные площади в строящихся БЦ

В первом квартале 2021 года более 80% новых офисов было построено под клиента, то есть built-to-suit (строительство здания под требования заказчика, при этом оплачивается только его последующая аренда). По мнению экспертов, с которыми поговорила редакция, такая тенденция продолжится как минимум до середины 2020-х годов.

Между тем спрос на большие площади есть. «Активность по-прежнему остается как среди крупных инвесторов, которые предполагают расширение своего портфеля для последующей сдачи бизнес-центра в аренду, так и среди компаний, рассматривающих подобные здания для размещения своей штаб-квартиры», — уточнил руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL Кирилл Бабиченко.

Одним из строящихся бизнес-парков, где есть предложение крупных площадей и отдельно стоящих корпусов, эксперты называют OSTANKINO business park (РБК уже делал обзор этого проекта ГК «Пионер»).

OSTANKINO business park общей площадью более 133 тыс. кв. м включает шесть зданий (около 17 тыс. кв. м офисного пространства в каждом). На днях ГК «Пионер» получила разрешение на строительство двух корпусов второй очереди. Один из них будет продаваться лотами от 70 кв. м, второй — целиком.

При покупке отдельно стоящего корпуса пользователь получит его с помещениями первых этажей, что позволит «настроить» площади первых этажей под себя, открыв, например, шоурум или столовую для сотрудников. А может наполнить их арендаторами на свой вкус (например, «посадить» ресторан определенной сети, открыть фитнес-студию и т. д.).

Отдельно стоящие здания в OSTANKINO business park могут приобрести и инвесторы, которые не только стремятся «припарковать» капитал в проекте с растущей ликвидностью, но и рассчитывают на получение дохода от сдачи в аренду. «Минимально искомая доходность для инвестора в OSTANKINO business park, по идее, не может быть меньше 12% годовых, но это вопрос горизонта сдачи в аренду», — подсчитал директор направления продаж и приобретений отдела офисных помещений CBRE Александр Пятин.

Район Останкино пока не является традиционной офисной локацией, однако эксперты видят в этом преимущество для новых проектов. «Конкуренции в районе нет. Офисы в этой локации подойдут производственным компаниям, а также под бэк-офисы крупных компаний. Действительно оптимальное соотношение цены и качества», — уточнил Александр Пятин. «В текущий момент любой офисный проект в шаговой доступности от метро (до десяти минут) обречен на успех», — резюмировал Андрей Кухар.

Отметим, что в минутной пешей доступности от OSTANKINO business park расположены платформа «Останкино» (МЦД-3) и станция метрополитена «Бутырская».

Источник: realty.rbc.ru

Фото: domgo.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Авито Работа: треть россиян принципиально ищут работу только рядом с домом

В ходе опроса 2 000 респондентов аналитики Авито Работы выяснили, что для трети (34%) работающих россиян вопрос локации крайне важен, поэтому они ищут работу только рядом с домом. Чаще всего об этом говорили женщины (38% против 30% среди мужчин). Еще 54% считают расстояние до работы…

Morrow Group: Немецкий ведущий производитель системных решений для электромонтажа новый арендатор Art Gallery Business Park

Немецкий ведущий производитель системных решений для электромонтажа, работающий на мировом рынке с 1911 года, арендовал офисное помещение общей площадью 386 м2 в бизнес-центре «Art Gallery Business Park», который расположен по адресу: Кировоградская улица, 23 А.

В RRG открыто направление загородной недвижимости

Консалтинговая компания RRG объявляет о запуске направления загородной недвижимости. Новое подразделение будет оказывать полный комплекс консалтинговых услуг для девелоперов и владельцев земельных участков – определение наилучшего использования и стратегии развития, анализ конкурентов и аудитории, разработка концепции и продукта, маркетинговые и ГИС-исследования, инвестиционный анализ, стратегия продвижения и организация продаж и т.д.

«Метриум»: Самые успешные девелоперы апартаментов Москвы по итогам 2023 года

Суммарная выручка 10 самых успешных девелоперов апартаментов Москвы по итогам 2023 года составила 79,8 млрд рублей, подсчитали аналитики «Метриум». По сравнению с 2022 годом показатель вырос на 24,7%.

Компания PIONEER завершает устройство спортивного кластера на юге Москвы

Кластер для активного отдыха и занятий спортом займет 2,6 тыс. кв. м в границах жилого квартала LIFE Варшавская, расположенного рядом со станцией метро «Варшавская». Большая спортивная площадка будет доступна как для резидентов проекта, так и для жителей района Москворечье-Сабурово. Автор концепции благоустройства территории и спортивной инфраструктуры — команда Basis architectural bureau.

IBC Real Estate: Большинство офисных служащих выбирая работу смотрят на офис

Аналитики IBC Real Estate провели опрос жителей Москвы с целью выявления предпочтений существующих и потенциальных сотрудников компаний и выяснили, что для 83% офисных сотрудников место работы выступает одним из ключевых факторов при выборе работодателя, для 47% из них – это главный приоритет.

Nikoliers: за 2023 г. на российский рынок вышло 40 отечественных брендов

По итогам 2023 г. на российский рынок вышло 40 отечественных брендов*. В рамках исследования аналитики Nikoliers учитывали бренды, которые ранее либо не были представлены на рынке, либо были представлены онлайн или в виде корнера в составе универмага, а затем впервые открылись в качестве бутика в торговом центре. Суммарно за год такие бренды открыли 349 магазинов общей площадью 159,9 тыс. кв. м.

NF Group: Объем свободных площадей в петербургских бизнес-центрах сократился на 30% и составил 303,8 тыс. кв.м.

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в 2023 году рынок офисной недвижимости Санкт-Петербурга пополнился минимальным объемом новых площадей, что наравне с высоким спросом сказалось на вакантности. 

Складской комплекс light industrial в Валищево площадью 220 тыс.кв.м получил разрешение на строительство

Компания Skladman USG сообщает о получение разрешения на строительство первой очереди крупнейшего в Московской области логистического комплекса формата Light Industrial в Валищево. Объем инвестиций в реализацию первых двух очередей составит 4,8 млрд руб. Генеральный проектировщик проекта — «Передовая Архитектурная Строительная Компания» (ПАРСК), входящая в ГК SKLADMAN USG.

Ресторанный холдинг FAMILY GARDEN переехал в бизнес-центр «СИТИДЕЛ»

Компания арендовала офис площадью около 856 кв.м.Family Garden — международный ресторанный холдинг, динамично развивающийся в Москве, регионах и на территории Краснодарского края, в Ташкенте. Холдинг основан в 2013 году и является одним из партнёров Novikov Group и Pinskiy & Co. «Успешное развитие компании и выход его…