Коммерческая недвижимость в 2019-2021 году: как на нее повлияла пандемия

2021 год станет закономерным продолжением не только пандемического 2020-го, но и прошлых лет. Все тренды и особенности в сегменте коммерческой недвижимости, которые наметились до пандемии, в кризисный период только ускорились — но зачатки их мы наблюдали задолго до прошедшего года.

2020 год стал разделительной чертой для всех сфер бизнеса без исключения. Кто-то пострадал меньше, кто-то больше. Одни сферы адаптировались, другие показали взрывной рост. 

О том, как пандемия повлияла на коммерческую недвижимость, рассказал коммерческий директор инвестиционной компании AKTIVO Михаил Костромин.

Как коммерческая недвижимость вела себя в 2019 году

Читая отчеты о недвижимости во втором квартале и конце 2019 года, инвестор знал следующее: коммерческая недвижимость продолжает набирать обороты в России и показывает стабильность. 

Аналитики Domofond.ru подсчитали, что стоимость аренды выросла в сегменте помещений свободных назначений на 4%, то есть до 37 500 рублей за кв.м. Чуть меньший рост у производственных помещений — 3% и 8 571 рубль за кв. м, а гостиницы подросли на 2% до 47 697 рублей за кв. м в сравнении с 2018 годом. 

При этом общепит снизил стоимость аренды на 1% до 41 429 рублей, а помещения для торговли упали на 3% до 47 697 рублей за кв. м. Офисы и складские помещения остались на уровне первого квартала 2018 года. 

Консультируя инвесторов и выстраивая стратегию AKTIVO, мы, как и прежде, смотрели не только на проценты, но и на факторы, которые влияют на стоимость аренды и конкурентное окружение. 

В течение 2019 года активно отстаивали точку зрения, что именно торговая недвижимость с основным арендатором — продуктовым ритейлом — залог стабильной прибыли и подходящий актив, и не только для консервативного портфеля инвестора. Логика проста: в любой кризис за продуктами питания и товарами первой необходимости будут приходить покупатели, а значит трафик останется. 

Стабильность и возможность индексировать прибыль, прогнозировать ее во времена экономической нестабильности мирового рынка — важный аспект для грамотного инвестора. В конце 2019 года, помимо мирового напряжения, которое ощущалось все сильнее, уже наметились тренды, которые усилились в 2020 году из-за пандемии.

Что изменилось в 2020 году и что ждет нас в 2021-м

2020 год стартовал с падения цен на нефть, взлетом курса валют, а следом пандемией и мировыми локдауном. Наверняка через пару лет мы увидим выкладки социологов и других ученых о том, как одно событие изменило весь мир, и насколько он трансформировался. Но позволю себе оставить несколько наблюдений, который я сделал в прошлом году.

Remote Global Mode

Тренд на удаленную работу — не новый. Статистика по США за 2018 год, насчитала 4,3 млн сотрудников, которые работали удаленно — это 3,2% от всех работающих. Аналитики прогнозируют, что уже к 2028 году удаленщиков станет больше половины от общего числа — 58%. Этот тренд набрал обороты еще до 2020-го из-за психологии миллениалов и наступающих им на пятки зумеров. Миллениалы отличаются трудоголизмом и вовлеченностью в работу. Они на ней буквально живут. При этом для них важна спокойная атмосфера и возможность не тратить время на пустые перемещения от дома до офиса. Как следствие — развитие удаленного формата. 

Но 2020 год перевел на удаленку большинство компаний — в том числе и те, кто к этому был совсем не готов. Они были вынуждены приспосабливаться. Большинство крупных компаний, в которых есть отделы по аналитике и HR, осознали глобальную проблему с пандемиями — это далеко не последняя, с которой нам предстоит встретиться. А значит, удаленка будет только развиваться. Такой тренд напрямую повлиял на вакантность офисной недвижимости и вызвал резкое падение арендной платы.

Акцент на регионы

В начале десятых годов 21 века девелоперы и ритейлеры обратили пристальное внимание на регионы. И хотя экономический кризис сбавил темпы, торговые центры в регионах успешно развивались. Все же федеральные сети и качественные торговые площадки не развиты так хорошо, как в столице с ее перенасыщением в сфере торговли и развлечений. Перекос и завышенные цены на аренду обозначались еще в 2019 году — о чем также говорится в исследовании Domofond.ru.

Экономический кризис 2020-го и осознание, что именно торговые площади с продуктовым ритейлом способны остаться незакрытыми, оказались ключевым мотиватором, чтобы осваивать еще не перегруженные регионы, для которых ТРЦ — это не только зона для покупок, но и развлекательные места при небогатой культурно-досуговой жизни небольших городов. 

Как следствие, мы заметили интерес инвесторов к региональным торговым центрам в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Ижевске и Казани. Стоимость аренды в них ниже московских цен, а трафик плотный — за аренду тут платят по 1000 — 5000 рублей за квадратный метр.

Малые форматы и осознанность

Сосредоточение жизни внутри района в формате удаленной работы и желание сэкономить время еще до пандемии привели к буму на малые торговые центры внутри жилых кварталов. Такие ТЦ закрывают потребности жителей, предлагают не менее широкий ассортимент продуктов, который еще и адаптируется под запросы — директоры магазинов учитывают категории спроса и пополняют их. В период пандемии такие форматы стали еще и возможностью законно выйти из дома на прогулку. Сейчас мы видим стойкий интерес инвесторов к такому варианту недвижимости.

В итоге, 2021 год станет закономерным продолжением не только пандемического 2020-го, но и прошлых лет. Все тренды и особенности, которые наметились до пандемии, в кризисный период только ускорились — но зачатки их мы уже наблюдали раньше. Что принес исключительно 2020 год — это ставку на гигиену, социальную дистанцию и осознанность. Ведь поведение каждого человека в обыденной жизни влияет на глобальную экономику: несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм способно привести к коллапсу всей экономики. 

Эти уроки нужно учесть и проявить такую же ответственность бизнесу: открывать новые торговые площади с учетом рекомендаций надзорных органов и вносить свою лепту в общую безопасность физическую и, как следствие, экономическую.

Автор: Михаил Костромин

Источник: new-retail.ru

Фото: avatars.mds.yandex.net

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста.