Коллеги

Корпоративный жук: как распознать лжевизионера

Ломехуза (Lomechusa strumosa) — маленькое насекомое, неофициально именуемое «жук-драгдилер». Паразитирует на муравьях, пользуясь их ресурсами, а взамен выделяет своеобразный наркотик, вызывающий у муравьев эйфорию. Появление ломехуз влечет неизбежную гибель муравейника, так как следующие поколения муравьев утрачивают способность эффективно добывать ресурсы, но потребляют их на том же уровне, что и здоровые особи. Со временем ресурсы истощаются, и муравейник погибает.

Некоторые ученые считают, что социальная организация муравьев чем-то похожа на организацию человеческого общества. Было бы любопытно провести аналогии, учитывая, что люди также склонны очаровываться и зачастую падки на разного рода «наркотики».

Нашествие визионеров

VUCA-мир меняется быстро и непредсказуемо, в нем непросто выжить и конкурировать. На эту тему рассуждает огромное количество экспертов: футурологи, экономисты, политологи, специалисты по технологическим и социальным инновациям и многие другие. «Черные лебеди» уже не так редки и становятся практически неотъемлемой частью современного бизнес-пейзажа.

Все это ставит собственников и руководителей компаний в принципиально новую ситуацию. Раньше, чтобы добиться успеха, им было достаточно глубоко понимать свой бизнес. Они демонстрировали высокий уровень критичности по отношению к грядущим переменам, считая их не относящимися к делу. Теперь же многие из них убеждены, что перемены — это серьезно, реально могут подорвать существующий бизнес. А раз так, то собственнику и руководителю нужно во всех трендах разобраться, и может быть, даже возглавить.

Управленческая команда слишком загружена текущей работой (сложные рыночные условия, KPI, рутина) и, как правило, не может ответить на потребности шефа в «видении будущего». Это вынуждает руководителя искать такого человека вовне — среди тех, кто про будущее думает и активно его обсуждает, кто может дать ему точку опоры и представление, что ждет его бизнес (желательно, четкое, красивое и оптимистичное). И такой человек находится. Яркий, подкованный, уверенный, достаточно публичный и харизматичный. Он может нарисовать для компании картинку масштабных перспектив, снабдив ее большим количеством слайдов и схем. Этому человеку всегда есть что сказать на заседаниях правления, и говорит он очень уверенно. Рядом с ним руководитель начинает себя чувствовать намного комфортнее, периодически впадает в эйфорию, но сам, как правило, не в состоянии оценить реалистичность перспектив.

Наблюдая все это, можно с достаточной долей уверенности предположить, что перед вами «корпоративная ломехуза».

Что за зверь

Давайте разберемся, что же это за противоречивая фигура, «корпоративная ломехуза», и чем она может угрожать «муравейнику», то есть компании.

Возможно, что встречали определенный тип коллег, которые занимали достаточно статусные позиции и подчинялись первым лицам или даже собственникам. В легких случаях это были советники по чему-либо (общим вопросам), в запущенных ситуациях «ломехузы» отвечали за стратегию (управление изменениями, исследования, развитие).

Казалось бы, в большинстве бизнесов есть такие направления, они необходимы, и есть люди, их возглавляющие. Как же определить, где поселилась «ломехуза» и как отличить ее от реального стратега?

Можно выделить следующие признаки паразита:

  • «Ломехуза» паразитирует на модных темах с размытыми понятиями. Примеров много: лидерство, цифровизация, будущее и т. п.;
  • Декларируемые «ломехузой» идеи не воплощаются в осязаемые продукты и результаты, потому что изначально малореалистичны, но красиво поданы;
  • «Ломехуза» — частый гость статусных международных мероприятий/конференций, любит коллекционировать образовательные курсы известных бизнес-школ. Все это щедро оплачивается работодателем;
  • Имеет мнение по любому обсуждаемому общекорпоративному вопросу. При этом качество и экспертность этого мнения вызывает сомнения у тех, кто занимается направлением профессионально;
  • Как правило, его KPI размыты, в них минимум количественных критериев. В некоторых случаях «ломехуза» вообще не имеет таких показателей;
  • Держится в организации особняком, тесно взаимодействует в основном с высшим руководством и своим подразделением. Не любит вступать в кооперацию с остальными.
  • Самое главное — «ломехуза», в отличие от стратега, обсуждает будущее и перемены как абстрактную возможность, часто догматически — как миссионер. У нее отсутствует стратегический проектный замысел, как построить для компании мостик в это будущее. Она часто даже не стремится к такой практической реализации.

Под «наркозом»

Контент, который генерирует «ломехуза», вызывает привыкание и «синдром отказа» — как и любой наркотик. Руководители находятся в неспокойной, нервной среде. Неопределенность будущего является для них постоянным источником стресса (Элвин Тоффлер использовал термин future shock — шок будущего). Наркотик «корпоративной ломехузы» дает ложное чувство перспективы, уверенности и даже некоторого превосходства (причастности к знанию «не для всех»). Руководитель, регулярно получающий этот наркотик, все менее склонен прислушиваться к другим мнениям в организации. Уровень его критичности по отношению к «ломехузе» падает, он подпадает под все большую зависимость, ослабляя здравый контроль за развитием организации. А несогласных с «ломехузой» обвиняет в архаичности и застревании в зоне комфорта.

Вред и польза «ломехуз»

Компания может повторить драматическую судьбу муравейника и серьезно пострадать от масштабных идей, генерируемых паразитом. «Ломехузы» обладают не только личными амбициями и жадностью до ресурсов, но и выдающимся умением продать свою идею. Они всегда умеют найти нужные слова, чутко реагируют на меняющуюся конъюнктуру, гибко меняют свою точку зрения, но цель остается той же — стабильный доступ к ресурсам.

Однако эти же качества «ломехуз» могут оказаться полезными, если применять их во внешнем контуре организации. Такой убедительный «миссионер» мог бы стать отличным амбассадором компании: продвигать услуги/продукты, убеждать в их качестве и пр. То есть вводить в эйфорию потенциальных клиентов, а не руководство. Это то качество, которое было бы неплохо перенять и всячески распространять в клиентских функциях компаний — умение показать большую картину, увлечь, заразить, заставить поверить и замотивировать.

Найти и обезвредить

В ходе экспериментов с муравьями и ломехузами ученые обнаружили интересный факт — если путем внешних манипуляций избавить муравейник от этих паразитов, то в дальнейшем муравьи становятся невосприимчивы к наркотику жуков-драгдилеров и воспринимают их как чужаков со всеми вытекающими последствиями.

Можно поразмышлять на предмет аналогичных действий по отношению к «корпоративным ломехузам». Есть надежда, что в копании всегда найдутся «муравьи», уже невосприимчивые к наркотику по ряду причин, например:

  • Сталкивались с ними в других «муравейниках» и теперь понимают, с кем имеют дело;
  • Способны критически мыслить и оценивать людей по результатам;
  • Профессиональны в своей сфере и умеют отделять зерна от плевел в сладких речах «ломехуз».

Имеют собственный стратегический замысел насчет будущего компании и могут в дискуссии выявить отсутствие или нереалистичность такового у «ломехузы».

Однако практика показывает, что удельное количество критически мыслящих людей невелико по отношению к тем, кто подпадает по чары «ломехуз».

Попытки выявлять «жучков» классическими методами (например, центр оценки) вряд ли сработают, так как эти инструменты направлены на анализ внешних поведенческих проявлений, а у «корпоративной ломехузы» с поведенческими индикаторами все в порядке. И вообще, «корпоративная ломехуза» — гений социальной желательности, который способен подогнать себя под профиль идеального сотрудника.

Проще выявить паразита, если вовлечь его в реализацию проекта, который он инициировал или поддержал. «Ломехуза» «сдувается» на этапе распределения работ, так как придется взять ответственность и обозначить результаты. Она не любит выслушивать критику — это очень ее расстраивает и выводит из себя. В крайних случаях обвиняет других участников в неспособности ставить амбициозные задачи.

Снять розовые очки

Описанный в статье феномен не претендует на уникальность. Более того, он распространен гораздо шире, чем этого бы хотелось. Если вы руководитель, то, возможно, зададитесь вопросом, есть ли «ломехузы» в вашем «муравейнике». Ведь ставки, на которые эти «жучки» подбивают CEO, высоки и рискованны, но если компания ошибется, то к реальным переменам она окажется фатально не готовой. Критическое мышление сегодня важно как никогда.

Вы сами превращаете человека в «корпоративную ломехузу», если:

  • сразу по умолчанию начинаете воспринимать его как реального стратега;
  • освобождаете себя от обязанности разобраться в важной теме, надеясь, что это за вас сделает другой.

Чтобы делать, чтобы избежать этой опасности?

  • Осознайте, что сформировать собственное понимание трендов (технологических, социальных, политических и др.), определяющих будущее, а также собственную взвешенную стратегическую позицию по отношению к ним — это ваша задача как руководителя. Перекладывая ее на других, вы тем самым уступаете им свою позицию стратега.
  • Осознайте, что человек, который демонстрирует понимание этих трендов и способен их обсуждать, не всегда способен выстраивать стратегию компании или новых направлений. Если способен — вам повезло. Если нет — используйте его лишь как консультанта, но не возлагайте на него дополнительных ожиданий и полномочий.
  • Старайтесь не превращать заседания правления в некий круг избранных людей, с которыми вам комфортно. Делайте встречи более открытыми. Необходимо помнить, что «ломехуза» будет давать вам приятную картинку, а чтобы получать более объективную информацию, нужны мнения оппонентов и прагматичная обратная связь.

И не торопитесь выделять ресурсы на то, что до конца не понимаете — они всегда ограничены.

Об авторах

Ольга Семенова — директор образовательных программ Московской школы управления «Сколково».

Роман Кукшинов — руководитель проектной работы Московской школы управления «Сколково»

Источник: hbr-russia.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…

O1 Standard определила ключевые достижения компании за 2023 год

В 2023 году O1 Standard продолжила укреплять позицию лидера рынка Москвы, предлагая высококачественные услуги по управлению и эксплуатации коммерческой недвижимости. Компания успешно реализовала ряд инноваций по эксплуатации и техническому обслуживанию, внедрила новые решения по коммерческому управлению и консалтингу объектов, а также организации обслуживания арендуемых площадей.

Nikoliers: В 2023 году объем ввода торговой недвижимости в регионах России вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году в России было введено порядка 252,3 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости. Из них 158,9 тыс. кв. м – объем нового предложения в регионах страны. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем ввода может вырасти еще на 62,6%. 

Apollax Space закрыл ряд сделок под занавес 2023 года

Окончание бизнес-сезона ознаменовалось для Apollax Space заключением трёх сделок в сервисных офисах «Империя» и «Новосущевский». Общая площадь сданных помещений составляет около 2 735 кв. м, в них разместились 374 рабочих места.

IBC Real Estate: Складской рынок Москвы ждет нового ввода

Рекордные объемы спекулятивного строительства складов в Московском регионе по итогам 2023 года не решили проблему дефицита площадей, вакансия сохраняется на минимальном уровне – 0,3%.По данным аналитиков IBC Real Estate совокупный объем введенных в эксплуатацию площадей в Москве и Московской области по итогам 2023 года составил…

«Метриум»: Самые успешные девелоперы «старой» Москвы по итогам 2023 года

Общая выручка 10 самых успешных девелоперов «старой» Москвы по итогам 2023 года впервые достигла 1 триллиона рублей, подсчитали аналитики «Метриум». Относительно 2022 года показатель вырос на 44,8%.

Четыре корпуса ЖК AFI Park «Воронцовский» получили заключение о соответствии

Компания AFI Development завершила строительство четырех домов на 826 квартир в составе жилого комплекса AFI Park «Воронцовский» в Обручевском районе (ЮЗАО), на пересечении Старокалужского шоссе с ул. Академика Челомея. Девелопер получил положительное заключение о соответствии построенных в рамках первого этапа объектов требованиям технических регламентов и проектной документации. Теперь застройщик приступает к процедуре ввода домов в эксплуатацию, а выдача дольщикам ключей, согласно проектной декларации, должна начаться весной 2024 года.