Магазины и сервисы: какую инфраструктуру ждут покупатели новостроек

Зачем нужны магазины и сервисы на первых этажах жилых комплексов, какие из них востребованы, а какие — нет. И как вообще застройщики формируют коммерческую инфраструктуру для создания комфортной среды

Наличие различной коммерческой инфраструктуры, помимо социальной, в большинстве случаев — обязательное требование для комплексной жилой застройки. Хотя в российском девелопменте встречаются и небольшие новостройки — в них инфраструктуры может и не быть.

Рассказываем, какие в принципе необходимы магазины и сервисы в современных жилых комплексах.

 

Как девелоперы формируют инфраструктуру новостроек

 
Часть коммерческой инфраструктуры в современных ЖК регулируется федеральными законами или нормативами муниципалитетов, а часть — добавляется застройщиками добровольно. Это делают с целью определенного позиционирование квартала или ради повышения стоимости квадратного метра. Продажа коммерческой инфраструктуры может быть существенной статьей дохода девелопера, говорит руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости компании RRG Светлана Ярова.

К наполнению первых этажей существует два подхода. Первый — продажа нежилых помещений, после которой застройщик не может влиять на их целевое использование. Второе — аренда. «При втором подходе застройщик обычно ищет таких арендаторов, которые насытят жилой комплекс самыми востребованными услугами. Из-за этого можно потерять часть доходов от аренды, но зато увеличится цена квартир. Это выгодно, если не все квартиры проданы к моменту ввода дома в эксплуатацию либо жилой комплекс состоит из множества домов, которые сдаются последовательно», — отмечает руководитель портала ЕРЗ.РФ, генеральный директор Института развития строительной отрасли Кирилл Холопик.

Для столичных новостроек пока остается нормой заполнение коммерческих помещений по остаточному принципу — во многих ЖК, особенно крупных, коммерческая составляющая выступает необязательным дополнением к жилью, фишкой, которая помогает продавать, считает заместитель генерального директора MR Group Рустам Топчиев.

Стрит-ретейл — неотъемлемая и важная часть современного квартала. Находясь на уровне глаз, он во многом формирует фронт улицы. В некоторых проектах девелоперская компания «Брусника» применяет популярную в Европе практику и оставляет в собственности небольшую долю (например, тысячную) в коммерческих помещениях. Это позволяет управлять инфраструктурой квартала. Для России такая практика если не уникальна, то очень редка, отмечают в пресс-службе «Брусники».

 

Какие сервисы и магазины должны быть в ЖК

 
Жильцами в первую очередь востребованы магазины и сервисы, которые могут удовлетворить их базовые потребности: еда, красота и здоровье, пункты выдачи онлайн-ретейлеров, фитнес-студии, образовательные центры, детские сады и школы.

Дальше речь идет об удовлетворении дополнительных, но крайне важных запросов: товары и сервисы для домашних питомцев, гастрономия, кафе для личных и деловых встреч, консьерж-сервис, персональные тренировки, место для организации мини-офиса и др.

Насыщенность ЖК различной коммерческой инфраструктурой зависит и от расположения комплекса. Если дом находится на первой линии с трафиком людей, то девелопер заложит больше ретейла в проект, а если ЖК внутри квартала, то на первых этажах обычно проектируется лобби, уточняет коммерческий директор Sminex Роман Семчишин.

В некоторых ЖК встречаются и экзотические форматы: сигарный клуб, клуб для жильцов с мини-кинотеатром и многофункциональным залом, коворкинги, радиостудии и даже зоны, где можно сполоснуть домашнего питомца после прогулки. «Такие функции есть в кварталах высокого ценового сегмента, где покупатель выбирает не первое жилье и для него важны мелочи, определяющие комфорт его ежедневного существования», — поясняет Светлана Ярова.

Наполнение ЖК коммерческой инфраструктурой зависит от масштаба проекта, его класса, окружения, состояния инфраструктуры в районе. «Если проект комплексный, под инфраструктуру может отводиться до 10% площадей, если точечный в развитом районе — около 1%. Инфраструктурный стандарт — это заведения общепита, пекарня, аптека, дом быта, детская образовательная инфраструктура. После локдауна, например, мы стали вводить в жилых проектах рабочие зоны на первых этажах», — говорит заместитель генерального директора MR Group Рустам Топчиев.

 

Дизайн-код для стрит-ретейла в ЖК. Особенности проектирования

 
Чтобы избежать хаотичного размещения рекламных и информационных материалов на фасадах и входных группах жилых домов и создать лаконичную среду без визуальной зашумленности, «Брусника» разработала для стрит-ретейла собственный дизайн-код. Он включает правила и рекомендации по размещению вывесок, рекламно-информационных конструкций на фасадах и ориентирует в принципах стилевого и технического оформления торгово-офисной галереи. Для усиления визуальной представленности бизнеса во всех коммерческих помещениях в проектах девелопера предусмотрено панорамное остекление и высота этажа не менее 3,6 м.

Для размещения ретейла нужно придерживаться организации максимально свободной планировки, чтобы пространство было легко трансформируемым под разных арендаторов, высота потолков — до 5–6 м, а также витринное остекление, говорит Роман Семчишин.

При проектировании ЖК с учетом ретейл-составляющей нужно учитывать локальное окружение проекта и конъюнктуру рынка, отмечает Рустам Топчиев. Все это, по его словам, позволяет относиться ответственно к коммерческим помещениям на первых этажах, так как их правильное управление напрямую влияет на формирование ценности продукта. Проектирование коммерческих площадей как полноценного объекта ретейла требует учитывать потребности в инфраструктуре не только покупателей квартир в ЖК, но и жителей прилегающих районов, считает эксперт.

Автор: Сергей Велесевич
 
Источник и фото: realty.rbc.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

«Метриум»: Число проектов на стилобате за десять лет выросло в четыре раза

Одним из главных архитектурных трендов последних лет стало строительство жилых и апарт-комплексов на стилобате – функциональной наземной платформе. По данным аналитиков компании «Метриум», сейчас на первичном рынке «старой» Москвы представлено 73 таких проекта. За десять лет их число выросло на 305,6%, то есть более чем в четыре раза.

IBC Real Estate: Инвестиционный потенциал складского рынка набирает обороты

В топе собственников складской недвижимости России продолжают происходить изменения. Институциональные инвесторы и девелоперы активно наращивают свои портфели. Лидером по темпам прироста стала УК «Современные Фонды Недвижимости», которая за последние 5 лет приобрела более 1 млн кв. м и вошла в Топ-3 крупнейших портфельных собственников.  Аналитики IBC…

DDX Fitness откроет новые фитнес-центры в сети районных центров «Место встречи»

ADG group и сеть фитнес-центров DDX Fitness расширяют сотрудничество. До конца 2024 года четыре новых фитнес-центра DDX откроются в объектах сети «Место встречи» – «Алмаз», «Орион», «Первомайский» и «Планета».

В Казахстане открыто представительство IBC Global

В рамках стратегии расширения на международные рынки, консалтинговая компания IBC Global открыла офис в Казахстане под брендом IBC Central Asia. Новое представительство, расположенное в деловом центре города Алматы в БЦ «Кен-Дала», позволит эффективнее выстроить работу с казахстанскими, российскими и международными (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и ОАЭ) покупателями, клиентами, собственниками и инвесторами.

Для более чем 1,5 млн пассажиров станции «Кунцевская» построят 2430 кв. м сопутствующей коммерческой инфраструктуры

Строительство новой коммерческой инфраструктуры направлено на обеспечение запросов пользователей транспортно-пересадочного узла «Кунцевская». Так здесь появятся продуктовые магазины, аптеки, кафе и рестораны, объекты досуговой инфраструктуры и бытовые сервисы. Возведение объектов инфраструктуры ведется в рамках реализации масштабного проекта транспортного развития столицы. В составе ТПУ «Кунцевская» на улице Молдавская запланирован бизнес-центр класса «А» – Upside Kuntsevo общей площадью 36 тыс. кв. м.

В БЦ «РТС «Медведково» новый резидент – крупная компания в области строительства

Конец января ознаменовался крупной сделкой. Группа компаний «РИОТЭКС» подписала договор аренды с компанией «АКФИКС-РУС», которая заняла офис на 5 этаже, общей площадью более 1000 кв.м. в бизнес-центре «РТС «Медведково» по адресу: Чермянский проезд, 7.

IPG.Estate: В петербургском бизнес-центре «Морская Столица» – новый арендатор

Российская компания INVOTEK ENERGY арендовала офис площадью около 360 кв.м в новом бизнес-центре класса А «Морская Столица». Консультантом сделки выступила консалтинговая компания IPG.Estate.

Инвестор возведет офисный центр в Пыхтине

В ТиНАО рядом со станцией метро «Пыхтино» появится офисный центр на более чем 4,6 тысячи рабочих мест. Работы ведутся в рамках городской программы стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

В ТРЦ «РТС» на Дмитровке откроется новое заведение – «КиберЛаунж»

В конце января текущего года Группа компаний «РИОТЭКС» заключила договор с современным пространством «Киберлаунж». Новый резидент занял порядка 800 кв.м. на 4 этаже торгово-развлекательного центра «РТС» по адресу: Дмитровское шоссе, 98.

Nikoliers: Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Новосибирск стали лидерами по обеспеченности складскими площадями в регионах

По итогам 2023 г. наибольшее значение показателя обеспеченности складскими площадями наблюдается в таких городах-миллионниках (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), как: Екатеринбург (1 404 кв. м на тыс. чел), Ростов-на-Дону (1 057 кв. м на тыс. чел) и Новосибирск (965 кв. м на тыс. чел).