Как создать франшизу

Масштабирование бизнеса, как создать франшизу

Вы открыли кофейню, пекарню, пиццерию, салон оптики или другой компактный и оборотистый розничный бизнес? Ваш бизнес показывает стабильность, но хотелось бы большего? Вы можете не только пойти по классическому экспансивному пути и открывать новые точки, но и создавать франшизу, чтобы продавать права работы под вашим брендом другим предпринимателям, которые еще только находятся в поисках бизнес-идеи.

Стать франчайзером (т.е. правообладателем) могут компании (юридические лица и ИП), зарекомендовавшие себя на рынке, добившиеся определенных результатов.

Надо отметить, что у франшизы есть очевидные плюсы: меньше затрат по сравнению с открытием филиала или представительства, экономия ресурсов на развитие, выручка за продажу франшизы в виде пашуального взноса (первоначальный платеж за использование бренда) и, возможно, роялти (периодические отчисления, как правило в виде % с выручки), скидки, получаемые за увеличение объемов закупок у поставщиков из-за роста бизнеса.

Что такое франшиза простыми словами?

Франшиза – это готовая бизнес-модель. Работая под вашим брендом, ваш партнер будет с одной стороны самостоятельным предпринимателем, а с другой — положительно влиять на узнаваемость общего бренда и тем самым повышать конкурентоспособность. Кроме того, вы получите дополнительную обратную связь с каждой точки франшизы, что поможет проводить более достоверную аналитику, делать бизнес еще лучше. Таким образом франчайзинг – это вид рыночных отношений между франчайзером и покупателем прав на использование бренда (франчайзи). Кстати, франчайзи, в качестве мер поддержки до конца 2020 года могут получить субсидию до 1 млн руб. на закупку оборудования для работы по франшизе от Правительства Москвы. При передаче прав вам нужно заключить договор франчайзинга (коммерческой концессии), регулирующий взаимодействие с франчайзи.

Продажа франшиз: что важно учесть перед тем, как стать франчайзером?

  1. Нужно быть на все 100% уверенным, что ваш бизнес подходит для создания франшизы. Вот стандартные критерии, которые помогут вам определитель готовы ли вы стать франчайзером:
    • ведение бизнеса осуществляется не менее двух лет
    • у вас есть уникальный бренд
    • в вашей сети более двух точек
    • проведена государственная регистрация товарного знака/прав на объекты интеллектуальной собственности
    • ваша бизнес-модель работает и демонстрирует прибыль, финансовую устойчивость
    • имеются собственные стандарты работы (если нет, их можно написать)
    • есть лояльные потребители — целевая аудитория с опытом покупок
  2. Франшиза – это большая ответственность и рост расходов. Чтобы создать и начать продавать франшизу, потребуется сформировать отдел по франчайзингу для управления и контроля франчайзи. А еще с доходов по договору коммерческой концессии взимаются налоги в соответствии с выбранной франчайзером системой налогообложения
  3. Регулярные коммуникации с партнером, консультирование, обучение и другое содействие не только при запуске бизнеса у франчайзи, но и в дальнейшем
  4. Много тонкостей при регистрации бизнеса и составлении договоров с франчайзи. Можно доверить это аутсорсиноговой компании – в таком случае стоит обратить внимание на ее портфолио и клиентов. Стоимость и сроки открытия франшизы зависят от масштаба и характера бизнеса, поэтому добросовестный партнер не сможет назвать цену на свои услуги при первой встрече.

С чего начать создание франшизы?

Создайте свой сайт с информацией для франчайзи, подготовьте расчет финансовых параметров (от взносов до срока окупаемости), продумайте основные формы поддержки партнера, проработайте возможную географию франчайзинговой сети, уникальность торговой марки. Кроме того, будьте готовы представить франчайзи стратегию и краткий план развития.

Кроме того, проработайте внутреннюю документацию:

  • бизнес-план по созданию франшизы с финансовыми расчетами
  • план продаж франшиз по годам и регионам
  • отбор франчайзи и способы взаимодействия с ним
  • технологии управления брендом

Как защитить свои права на интеллектуальную собственность?

Прежде чем продать франшизу, вам нужно убедиться, что ваша торговая марка (или знак обслуживания) действительно уникальна на рынке, и зарегистрировать свои права в Роспатенте. В качестве товарных знаков могут выступать словесные, изобразительные и другие обозначения (в том числе их комбинации).

Ознакомьтесь с порядком регистрации таких прав по ссылке. Вам также потребуется оплатить госпошлину.

Регистрация – это непростой процесс, поэтому вы можете обратиться к специалисту-патентоведу, профессионально занимающемуся регистрацией товарных знаков. Это обеспечит надежную защиту прав и позволит избежать в будущем возможных неприятных ситуаций, потери средств и времени.

Кстати, вам потребуется взаимодействовать с Роспатентом каждый раз, когда вы будете заключать договор франчайзинга. Обратите внимание, что эта обязанность возлагается именно на франчайзера.

О чем еще важно знать

Официальная франшиза: как начать расширение сети?

Вам нужно запустить пилотную франшизу, то есть найти партнера и предложить ему стать первым франчайзи на взаимовыгодных условиях в качестве эксперимента.

Сделать открытие бизнеса по франшизе привлекательнее в Москве помогают столичные власти, предоставляя субсидии для франчайзи в размере до 1 млн рублей на закупку оборудования

Пилотный проект поможет вам определить, правильно ли выбраны критерии для определения франчайзи, географии расширения, требуемый объем инвестиций и т.д., чтобы при необходимости скорректировать возможные недостатки вашей модели. Эксперты рекомендуют выбрать до двух партнеров в разных регионах.

Какие документы нужно будет передать франчайзи?

  • бизнес-план
  • описание бизнес-процессов
  • технологии и стандарты
  • руководство по устройству точки сети
  • Brandbook – руководство по использованию фирменного стиля, оформлению точек, логотип, образцы фирменного стиля (шрифты, рабочая форма сотрудников и т.д.), шаблоны визиток, брендированной продукции и т.д
  • Business Book (содержит данные о франчайзере: например, это история, структура, миссия компании, преимущества перед конкурентами, стратегия развития и продвижения, экономические показатели и др.)

Как продать франшизу своего бизнеса?

Чтобы установить достойную стоимость франшизы, продемонстрируйте потенциальному покупателю все плюсы работы с вами, предоставив максимально подробные расчеты окупаемости, прибыльность проекта, возможности развития. Докажите, что вы готовы предоставить рекламную, маркетинговую, образовательную и другую поддержку на всех этапах сотрудничества. Подробнее о том, чего ждет франчайзи от франчайзера, читайте по этой ссылке.Продумайте, готовы ли вы назначать мастер-франчайзи – компанию или ИП, которые получают права передавать франшизу третьим лицам и по сути сами становятся франчайзером, но на определенной территории.

На что обратить внимание при выборе регионов для масштабирования бизнеса?

Обычно франчайзеры предпочитают не продавать франшизу компаниям в своем регионе. В идеале нужно выбирать города, похожие на тот, в котором работаете вы сами. Стоит учитывать население, среднюю зарплату, размер города, емкость рынка, средний чек и т.д. Выберите три-четыре наиболее оптимальных рынка для продвижения.

Что влияет на стоимость франшизы?

На установку цены влияют ваши расходы на:

  • создание франшизы
  • сопровождение запуска франшизы (обучение франчайзи, помощь ему в подборе помещения, маркетинг, организация торжественного открытия…)

Начинающий франчайзер: возможные ошибки

Среди них, в частности, вероятны такие:

  • нет стратегии и бизнес-плана
  • не проведен пилотный проект
  • не налажена регулярная коммуникация во франчайзинговой сети
  • не уделено достаточно внимания защите объектов интеллектуальной собственности и низкая степень правовой охраны коммерческой тайны/секрету производства
  • игнорирование тенденций и стандартов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…