Олег Кельник, Planoplan

Застройщики российского рынка недвижимости стали все больше использовать VR технологию в пандемию. Самые смелые из них заинтересовались возможностями Mixed Reality новым подходом к взаимодействию с пространством. Другие же, более консервативные, продолжили использовать VR для продажи строящихся объектов.  Удивительно, но факт пандемия усилила VR тренд и стала драйвером сразу нескольких направлений его развития. О новых перспективах рассуждает Генеральный директор компании Planoplan Олег Кельник. 

 

Что сейчас происходит на рынке VR технологий? 

Мы видим, что тренд VR замедлился, хайпа нет, но интерес к технологии на рынке недвижимости продолжает расти. Наша статистика продаж показывает трехкратный рост продукта с использованием VR и на это есть несколько причин. 

Во-первых, VR позволяет продавать и демонстрировать строящиеся помещения дистанционно. Это снижает количество социальных контактов, и риск заразиться инфекцией. Каждый потенциальный покупатель офиса или жилья может просто загрузить VR приложение на свой телефон и оказаться в помещении, не выходя из своего дома. Это легко, доступно и просто.

Во-вторых, VR помогает снизить уровень эмоционального дискомфорта покупателя и с помощью очков виртуальной реальности заглянуть в будущее, увидеть готовое помещение изнутри и оценить его характеристики. Например, покупатель может увидеть панорамы из окон, планировку, расположение помещений — все это, находясь внутри будущего пространства. 

В данном случае, виртуальная реальность продает помещение на стадии котлована так, как если бы оно уже было возведено и готово к использованию. Это стало особенно популярно сейчас, в период пандемии, когда поведение покупателей меняется. Они стали тщательнее оценивать все “за” и “против” в момент принятия решений.

В-третьих, аналитика, которая показывает взаимодействие пользователей с объектом во время VR-тура —это полезный инструмент ценообразования. Вопрос цены всегда был решающим фактором, а сейчас — тем более. Застройщики могут изучить аналитику  по использованию VR и увидеть, например, с какими помещениями потенциальные покупатели взаимодействуют чаще, а в каких — не задерживаются. Все это помогает в конечном счете использовать динамическое ценообразование, устанавливать адекватные цены на объекты недвижимости и продавать дороже. 

Но несмотря на возросшую популярность VR, мы все же отмечаем замедление тренда на глобальном рынке. Мы столкнулись с тем, что оборудование, которое было протестировано нами в шоу-румах, больше не производится, а новые устройства пока не выходят на рынок. Сейчас все находятся в ожидании более легких, комфортных в использовании и доступных с точки зрения цены, устройств. 

Почему VR технология за последние 10 лет не дошла до масс-маркета?

На мой взгляд, технология VR не поспела за ожиданиями потребителей. Люди хотели получить то, к чему их готовили футуристические фильмы, где виртуальная реальность — с “чистой” прорисовкой, устройства легкие и едва заметные. Но в итоге производители оборудования предложили позавчерашние решения. Устройства — дорогие, недоступные среднему классу, и их нельзя назвать легкими, а прорисовка сцен — не всегда совершенна, потому что не хватает мощности оборудования. 

Цена вопроса и удобство в пользовании сейчас сдерживающие факторы. Например, чтобы показать серьезную VR сцену, нужен компьютер, стоимостью не менее 200 тысяч рублей и оборудование, для которого потребуется пространство 2*2 и более метров. Установка трекеров на стены для отслеживания шлема в пространстве, закрепление кабелей, сумка с аккумулятором за спиной пользователя, игровой ноутбук — все это массивное и дорогое оборудования требуется для воспроизведения VR сцен. И, конечно, ожидания пользователей существенно опережают то, что мы имеем сейчас.

Я думаю, технология VR дойдет до масс-маркета, когда люди смогут ей пользоваться в любой момент времени, как смартфоном — не только в помещении. Для этого, устройства должны быть легкими, финансово доступными, незаметными и автономными. Когда VR технология будет реализована в таком виде —без монитора и шлема в том понимании, как мы их знаем сейчас, тогда массовый рынок придет.

Какие сопутствующие технологии развивают рынок VR?

Все, что связано непосредственно с быстродействием, уменьшением размера процессоров увеличивает скорость развития технологии виртуальной реальности. Что касается мониторов и экранов — тоже. 

Потолок роста VR технологий уже настал или наступит в ближайшем будущем?

Я думаю, что не настал. Мы где-то в середине пути, но это точно не ближайшее будущее. Возможно, еще лет 5-7 VR будет развиваться. 

Как растет рынок VR — вширь или вглубь?

Судя по всему, рынок растет вглубь. Первоначально нам была доступна технология VR. Мы одеваем шлемы виртуальной реальности, которые нас полностью погружают в вымышленный мир и взаимодействуем только с тем, что прорисовано внутри. Эта технология зародилась первой. 

Позднее появилась дополненная реальность, с помощью которой можно сделать проекцию на любую поверхность и “расширить” вещи”. Я вижу большой коммерческий потенциал в развитии AR. Она позволяет расширить и разнообразить нашу жизнь, не отключаясь от реальности. Это очередная более удобная технология взаимодействия человека с компьютером

Сейчас развивается MixedReality — это объединение реального, виртуального и дополненного мира. В предыдущих двух технологиях мы не даем выбор пользователю. Мы ставим его перед фактом, что он окажешься окруженным вымышленным миром, который мы придумали для него. Во втором случае, мы только слегка дополнили штрихами его жизнь, но она так или иначе отличаться от реальности. В MixedReality будет предоставлен выбор — в какой момент времени погрузиться в тот или иной мир, а может быть, даже ощутить все 2 одновременно. Можно сказать, что MixedReality — это развитие сразу двух технологий.. 

Как VR и AR влияют друг на друга?

Есть общие признаки в каждой из двух технологий: автономность, разрешение, “чистота” прорисовки сцен. При этом все три технологии развиваются так, чтобы стать доступными большому количеству людей. 

Что касается областей применений VR, AR и MixedR, то, на мой взгляд, каждая технология найдет свою собственную нишу и разовьется в отдельный тренд. Они друг другу и не помешают, и не помогут в развитии. 

 

Можем ли говорить о том, что за предыдущие 10 лет что-то изменилось в использовании технологии и восприятии VR?

Изменилось поведение и отношение пользователей. Сейчас к VR относятся как к рабочему маркетинговому инструменту, который позволяет повышать продажи, хотя некоторые пользователи все еще сомневаются в своих силах, боятся, что не справятся с ним. Нет того WOW эффекта, как было раньше. На рынке недвижимости VR — это новый вид каталога, презентации, который приближает будущее, делает доступными сцены из будущего уже сейчас.

 

Если 3-4 года назад 2D планы смотрело подавляющее большинство покупателей недвижимости, то сейчас на 2D внимание обращают в меньшей степени. 4 года назад мы предлагали VR как космический корабль, хотя людям была нужна метла для полетов. Сейчас, согласно нашему опросу, 60% покупателей объектов недвижимости хотят 3D, и уже такое же количество хотели бы посмотреть объект во время VR-тура.

Как выглядит VR-тур можно посмотреть тут: youtube.com/watch?v=fBuh25Vq80I