Space 1 Павел Федоров

Павел Федоров: Место силы. Как изменится рынок офисов после карантина

Рынок офисной недвижимости пострадал из-за пандемии одним из первых. Зато теперь у него же и больше возможностей для роста – при соблюдении нескольких условий, считает глава Space 1 Павел Федоров.

Сегодня главный тренд на офисном рынке – сокращение расходов на аренду. Все оказались в тяжелой экономической ситуации не только из-за карантина, но и из-за падения рынка нефти, ослабления рубля и других факторов. С этим совпала необходимость удаленной работы, то есть невозможность использовать ресурсы своего бизнеса на 100%. Здесь у арендаторов только два выхода – сокращать фонды и резать прямые затраты, в том числе на аренду.

Казалось бы, эпоха, когда арендодатель правит бал, должна на этом фоне уходить в прошлое: компании реально нищают и не могут позволить себе прежнюю арендную плату. Но пока в большинстве случаев дилемма для собственника и арендодателя остается простой: либо сохранить сниженный арендный поток, либо расстаться с неплатежеспособным арендатором и пересдать помещения по тем ставкам, которые позволят ему спокойно обслуживать кредиты, займы и ипотеки. Ведь банки требуют стабильного финансового потока в долгосрочной перспективе, поэтому пока что они главные. Под их присмотром арендодатель и арендатор воюют – с переменным успехом.

Гибкие офисы и домовые коворкинги

В сфере офисной недвижимости сейчас прибавляет только сегмент так называемых гибких офисов (flex office). Это новый формат офисных площадей, полностью готовых к въезду, быстро адаптируемых под потребности клиента (брендинг, планировка) и сдающихся на гибких условиях (сроки и площади аренды). Так, падение объема купленных и арендованных площадей в Москве в целом, по прогнозам JLL, может составить 20% в этом году, а ввод новых объектов в столице сократится за год как минимум на 6%. При этом доля гибких офисов в 2019 году на рынке составляла 1%, а к концу 2020 года может достигнуть 1,5%, то есть годовой прирост составит 50%. Сегодня, когда собственники, как тисками, «зажаты» банками и не могут дать требуемой гибкости, которая уже просто необходима рынку, flex office могут сыграть на этом противоречии: одни не могут платить, другие не хотят уступать.

Девиз дня звучит так: «Меньше объема – больше эффективности». И только гибкие офисные пространства в полной мере соответствуют ему. Они позволяют обустраивать помещения под требования каждого арендатора и сдавать его на меньшие сроки. В начале года средний срок аренды в наших проектах составлял 1,5–2 года, к концу весны – это год-полтора.

Все профессиональные собственники понимают, что рынок меняется – сегодня не получится уже сдать что-то на 5–7 лет и «почивать на лаврах», лишь поддерживая эксплуатацию здания на должном уровне. Наиболее продвинутые собственники в рамках своего портфеля уже предусматривают в обязательном порядке наличие какого-то формата гибких сервисных пространств и закладывают это, в том числе, в документы для банков.

В строящихся бизнес-центрах уже абсолютно точно присутствует хотя бы понятие «коворкинг» – в том или ином виде. А это значит, что и банки постепенно понимают, что нужно менять подход к расчету потока. Раньше нормальный арендатор не шел к арендодателю, если в бизнес-центре не было парковки, ритейла, столовой, фитнес-клуба. А сейчас не придет, если нет коворкинга. Это даст арендатору гибкость в аренде собственных площадей, если вдруг возникнет необходимость в новых рабочих местах и инфраструктуре коворкинга.

Более того, растет потребность в коворкингах при жилой недвижимости. Сервисные службы в жилых комплексах, включающие офисные площадки, уже есть у группы «ПИК» и «Донстроя», а недавно компания «Ленстройтрест» объявила, что откроет коворкинг для своих жильцов в новом квартале. В следующие пять лет Level Group планирует открыть сразу пять коворкингов в жилых домах – из-за массового перехода на удаленную работу такой сервис будет пользоваться спросом. Самозанятые, ИП и те, кому трудно работать дома, но еще труднее добираться в офис, быстро оценят такую возможность. Ну и те, кто останется на удаленке после пандемии. Тренд зародился примерно в 2018 году, когда все потихоньку стали понимать, что коворкинг – это не развлечение для странных людей на самокатах со смузи, от которых неизвестно чего ждать, а стабильная платежеспособная бизнес-модель.

Офис под себя

Не менее стабильны для крупных арендодателей и операторы разнообразных flex-форматов: снимая у них площади на 7–10 лет, они берут на себя риски своих клиентов, обеспечивая собственникам гарантированный доход. Сегодня арендодатели в классической аренде на отсрочку платежей практически не идут: плати или взыщут потом по суду – ведь официально чрезвычайная ситуация так и не была объявлена. То есть гибкие офисы оказались выгодны и собственникам, и своим арендаторам: на всю сервисную часть у них есть возможность предоставить клиентам скидки – на коммунальные платежи, клининг, еду, расходники.

Выгодны они еще и возможностью выполнить специфические требования заказчика – этот формат называется built-to-suit (ВTS, «офис под себя»). Он исполняется под конкретное ТЗ клиента: подобрать офис в определенном районе, с нужной планировкой, «наполнением», дизайном и др. Например, строительной компании нужна огромная панель из мониторов в большой комнате, чтобы инженеры могли в режиме 24 х 7 наблюдать за процессами. Финтех-компании с банковской лицензией требуется соблюсти в офисе все требования закона о банковской деятельности – контроль доступа, система видеонаблюдения и др. Или бренду алкогольной продукции нужна барная зона с особыми мойками, ледогенераторами в офисе – там они будут проводить мастер-классы, обучение сотрудников. Компании, которая занимается производством фильмов и продюсированием, нужен свой кинотеатр внутри офиса с большим экраном, колонками и особыми требованиями по шумоизоляции и акустике. Все это оператор гибких офисов берет на себя, распределяя расходы на подобные технические «капризы» по ежемесячным платежам за аренду.

На самом деле, девелоперы начали переходить к модели ВTS еще до пандемии: после кризиса 2014 года, за которым последовало снижение спроса на офисную недвижимость, многие опасались строить новые объекты спекулятивно, авансом, без подписанных предварительных договоров аренды. Сейчас эта модель получила лишь еще один импульс к развитию. Сыграла на руку и нехватка качественных площадей, ощущавшаяся и до кризиса.

Вернутся не все

Нередко гибкий офис просят сделать «на вынос» – на чужих объектах, в уже существующих офисах. Особенно этот запрос вырос в связи с новыми требованиями социальной дистанции: везде нужны перепланировки, другая система вентиляции, разметки, перегородки. Но пандемия закончится, а тренд все равно останется, так как многие компании не планируют возвращать в офис всех сотрудников.

Недавнее исследование Gartner показало, что 74% финансовых директоров зарубежных компаний намерены перевести на удаленную работу в постоянном режиме не менее 5% своих сотрудников. В России крупнейшая стаффинговая компания Ancor провела в мае опрос среди 79 генеральных директоров и владельцев крупных бизнесов от 1000 человек – 25% из них заявили, что оставят «на удаленке» от 20 до 49% своих работников. Работодатели не собираются возвращать всех сотрудников (таких, кто вернет всех, только 19%): часть уволят, часть останется работать из дома. Сейчас все стремятся к оптимизации и сокращению расходов: те, кто в начале года запрашивал офис под 100 рабочих мест, сегодня рассчитывают, что 80 из них будут постоянными, а 20 – мобильными.

За изменением количества работников идет и изменение качества офисов – все больше требуются «ничьи» рабочие места, зоны hotdesking, оборудование для видеоконференций. А главное, офисы будут трансформироваться в сторону представительств, хабов, «мест силы», где брейнстормят и транслируют корпоративные ценности, а не просто присутствуют на работе все вместе с 10 до 19 часов.

Поменялся и характер компаний, запрашивающих flex-офисы. Вслед за IT и telecom-компаниями, банками и проектными командами или их крупными подразделениями сегодня «гибкостью» начинают серьезно интересоваться и производственные, и FMCG-компании, и, что самое интересное, государственные. Последние, скорее всего, и станут спасителями отечественной отрасли офисной недвижимости.

Источник: republic.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…

PIONEER в 2023 году увеличил продажи до 44 млрд рублей

PIONEER реализовал более 135 тыс. кв.м коммерческих и жилых площадей. Продажи девелопера составили 44 млрд рублей: по итогам 2023 года данный показатель компании вышел на докризисный уровень.