Сегмент стрит-ритейла

По итогам I полугодия 2020 г. вакантность на центральных улицах Москвы составила 7,5%

Сегмент стрит-ритейла остается динамичным, чему способствует развитие новых концепций ритейлерами и наличие помещений, предлагаемых на привлекательных условиях, сообщает пресс-служба компании Colliers International.

По итогам I полугодия 2020 г. средний уровень вакантности на центральных улицах Москвы увеличился за 12 месяцев на 2,2 п.п. (7,5% в I полугодии 2020 г. против 5,3% в I полугодии 2019 г.), а за квартал — на 1,1 п.п. (7,5% во II квартале 2020 г. против 6,4% в I квартале 2020 г.).

Рост доли свободных помещений был зафиксирован на центральных торговых улицах (8,3% против 4,2% в I полугодии 2019 г.), на Бульварном кольце (8,3% против 6,6% в I полугодии 2019 г.) и на Патриарших прудах (6,3% против 6,1% в I полугодии 2019 г.). На Садовом кольце и на пешеходных улицах уровень вакантности за год снизился на 0,9 п.п. и 0,8 п.п. соответственно по сравнению с концом июня 2019 г.

В целом рост вакантности в I полугодии 2020 г. произошел за счет закрытия магазинов, которые были неэффективными либо не смогли пережить возникшие форс-мажорные обстоятельства. Помимо магазинов закрывались точки общественного питания, которые в период самоизоляции могли работать только навынос. Отделения банков из-за перевода услуг в онлайн также продолжали сокращать свое присутствие в центральных локациях. Сувенирные лавки тоже стали закрывать свои магазины в центре столицы в связи с уменьшением туристического потока из-за эпидемиологической обстановки по всему миру.

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International: «Сектор стрит-ритейла более чувствителен к изменениям, нежели другие сектора коммерческой недвижимости, но тем не менее он гораздо быстрее может адаптироваться к изменениям и быстрее восстановиться. На сегодняшний день большинство участников рынка начинают адаптироваться к новым реалиям, данный шаг поможет им увидеть новые возможности на центральных улицах Москвы. В результате ритейлеры смогут постепенно вернуться к планам развития. Помимо этого, освобождаемые неэффективными бизнесами площади будут занимать продуктовые сети и общепит. Количество новых международных брендов будет ограничено в стрит-ритейле, но рынок останется динамичным, чему будет способствовать развитие новых концепций существующими на рынке ритейлерами и наличие помещений, предлагаемых на привлекательных условиях».

Динамика среднего уровня вакантности центральных улиц Москвы, %

С точки зрения возможности сохранить арендуемые площади в активе наибольший урон эпидемиологическая обстановка нанесла сегменту общественного питания. Доставка еды через посредников и предоставление услуги самовывоза не смогли обеспечить стабильный доход общепиту, который присутствовал ранее; многие ресторанные сети сообщили, что займутся оптимизациями своих сетей и пересмотрят бизнес-модель развития. Отчасти подобное положение иллюстрирует и динамика закрытий на центральных коридорах Москвы — на заведения общественного питания пришлось 42% от общего количества всех закрытий во II квартале 2020 г. 12% закрытий пришлось на сферу банков и финансовых услуг, активно переводящих свои сервисы в онлайн.

Количество закрытий на центральных улицах за П1 2020 г., % от количества магазинов

Коммерческие условия

Увеличение уровня вакантности и появление нового числа свободных качественных помещений под общепит и магазины различных профилей сказываются на динамике ставок аренды. Во II квартале 2020 г. ставки аренды на ряде центральных торговых коридоров и пешеходных улиц имеют разнонаправленную динамику. Так, во II квартале 2020 г. верхний диапазон ставок увеличился на Тверской (28%), Кузнецком Мосту (25%), Новом Арбате (9%), Арбате (2%) по сравнению с показателями в I квартале 2020 г.

Нижний диапазон, напротив, снизился в Столешниковом переулке (10%), на Тверской (9%), Петровке (24%), Мясницкой (28%), Новом Арбате (18%), Арбате (13%). Такое увеличение/снижение связано в первую очередь с появлением на рынке новых предложений, как дорогостоящих, так и наоборот, например на Тверской ул., д. 6, стр. 1 (150 м²), Кузнецком Мосту, д. 18/7 (107 м²), Пятницкой ул., д. 54, стр. 1 (108 м²), Петровке, д. 21, стр. 1 (286 м²) и др.

Арендные ставки на центральных улицах Москвы, руб./ м² /год

  I кв. 2020 II кв. 2020
  СТАВКА MIN СТАВКА MAX СТАВКА MIN СТАВКА MAX
Столешников пер. 180 000 251 000 162 000 251 000
Тверская ул. 65 000 110 000 59 000 152 000
Кузнецкий Мост ул. 129 000 176 000 130 000 236 000
Петровка ул. 68 000 135 000 52 000 135 000
Мясницкая ул. 86 000 138 000 62 000 124 000
Б. Никитская ул. 70 000 133 000 70 000 129 000
Новый Арбат ул. 65 000 125 000 53 000 138 000
Пятницкая ул. 58 000 75 000 66 000 75 000
Арбат ул. 70 000 133 000 61 000 135 000

Открытия

Во II квартале 2020 г. было отмечено небольшое число открытий в связи с ограничениями по COVID-19, преимущественно из сферы общепита. Правда, только одно (бар Underdog) из трех открытий имеет полноформатное заведение, два остальных функционируют в формате корнера на Усачевском рынке (бар UNICO) и навынос (творческое объединение S11 во главе с создателем клуба «Солянка» Романа Бурцева — Two One Food Religion).

В целом период самоизоляции подтолкнул многих ритейлеров начать сотрудничество с другими категориями арендаторов, которые могут быть не взаимодополняющими. Знаковыми в период COVID-19 в России стали партнерства ритейлеров электронной и бытовой техники и продуктовых сетей. Розничная сеть DNS, один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники в России, объявила о соглашении с X5 Retail Group: дочерняя структура компании 5Post начала доставлять заказы из интернет-магазина DNS в собственные постаматы, расположенные в магазинах «Пятерочка». На данный момент сложная эпидемиологическая обстановка бросает вызов рынку, и многие компании начинают взаимодействовать и формировать работающую инфраструктуру, способную выдержать пиковые нагрузки и предоставить покупателям максимально качественный сервис. Помимо сотрудничества с DNS компания X5 Retail Group объявила о запуске сервиса доставки интернет-заказов из «М.Видео» и «Эльдорадо». На первом этапе проект реализован в Москве и Подмосковье, где заказы доставляются более из чем 2 000 пунктов выдачи и постаматов в магазинах торговой сети «Пятерочка».

На помощь ресторанам и кафе в период ограничительных мер пришли как крупные операторы онлайн-доставок еды (Delivery Club и «Яндекс.Еда»), так и продуктовые ритейлеры. Совместными усилиями фуд-ритейлеры «Вкусвилл», «Перекресток» и «Лента» объединились с ресторанами и кафе в формате mixed-сотрудничества. Теперь на прилавках продуктовых магазинов посетитель может взять готовую продукцию заведений общепита, таких как «АндерСон», рестораны сети Novikov Group, Oisii, «Рецептор», «Шоколадница» и др. Помимо этого, партнеры сами берут на себя всю коммуникацию с покупателями и также обеспечивают доставку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.