потребительская активность и уровень жизни

По данным Sberindex, потребительские расходы на первой и второй неделях ноября были, соответственно, на 8,3% и 7,7% ниже, чем в те же периоды прошлого года. Не помогли даже распродажи 11 ноября, приуроченные ко «Дню холостяка». Расходы на непродовольственные товары на первой и второй неделях ноября сократились на 3,2% и 2,2% в годовом выражении. В услугах падение составило 28-30%. На плаву остались только расходы на продовольствие, которые продемонстрировали рост до +4% к уровню прошлого года.

Для сравнения, в октябре складывалась более благополучная ситуация с расходами. Снижение общих потребительских расходов составляло только 2,7%, при этом продовольствие росло на 6,6% в годовом выражении, непродовольственные товары демонстрировали рост на 5%, а услуги – снижение расходов на 20,9%.

Очевидно, потребители все больше экономят из-за снижения доходов и неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Это подтверждают и данные Ромир, согласно которым в октябре на 1% подрос объем «свободных денег», которые остаются после оплаты необходимых потребностей и идут на формирование «подушки безопасности». Наступившая же «чёрная пятница» может окончательно закрепить текущие неблагоприятные, с точки зрения потребительской активности, тенденции. Судя по всему, потребители штурмовать торговые центры не собираются.

Вместе с тем, аналитики Банка России считают, что финансовое положение населения не такое уж плохое. Так, в последнем бюллетене «О чем говорят тренды» было высказано мнение, что официальные данные о сбережениях россиян, публикуемые Росстатом, занижены на 3-3,5 п.п. за счет недоучета вложения в ценные бумаги. По данным телергам-канала «Бла-бла-номика» вложения в ценные бумаги сейчас практикуют около 5% взрослого населения страны. А у остальных, похоже, уровень сбережений и доходов не обеспечивает достаточных инвестиционных возможностей.