Многофункциональный комплекс

Размытое понятие: что такое МФК

Если перед покупателями стоит выбор между апартаментами и квартирами одного ценового уровня и на равноценных территориях, большинство предпочитает квартиры.

Какое-то время назад казалось, что неплохое будущее на отечественном рынке жилья ждет мультиформатные комплексы (МФК). Но, если брать в качестве примера московский рынок недвижимости, то картина для МФК получается далеко не самая радужная.

В настоящее время на многофункциональные комплексы приходится примерно 10 процентов предложения. И в ближайшее время улучшения ситуации не предвидится. Более того, набиравший популярность в начале 2010-х годов, формат МФК сегодня сдает позиции — объем ввода таких проектов с 2015 года снизился на 35 процентов.

Возникает закономерный вопрос — а сколько функций у московских МФК? Руководитель Аналитического центра компании “Инком-Недвижимость” Дмитрий Таганов замечает, что как правило, МФК включают в себя три категории помещений: апартаменты, офисы и торговые площади. Изначально, в силу отсутствия у таких объектов статуса жилья, не существовало четких нормативов их строительства. Застройщикам предоставлялась свобода самовыражения, а сейчас есть планы по регулированию этого рынка, что возможно только с введением более жестких строительных норм.

“В принципе понятие МФК – довольно размытое. В настоящее время в Москве 80 процентов стандартных многоквартирных зданий предполагает размещение на первых этажах помещений коммерческого назначения. При этом они не называются МФК, это просто жилые дома. В проектах, имеющих в своем составе апартаменты, картина та же, — говорит Дмитрий Таганов. — Иначе говоря, порой сложно определить, с какого момента обычный дом превращается в МФК. Поэтому, на мой взгляд, в качестве многофункциональных следует рассматривать комплексы, где довольно значимой составляющей является торгово-офисная зона. При распределении площадей в МФК, как правило, половина отводится под апартаменты, примерно от четверти до трети – под офисы, остальное занимают торговые площади”.

Возникает еще один вопрос — а зачем российской столице МФК? Многие эксперты убеждены, что особой необходимости в МФК, по сути, нет, и даже как самостоятельный формат они могут быть избыточны, поскольку традиционно располагаются в престижных локациях, уже обеспеченных и торговыми, и офисными площадями.

А вот развитию формата МФК мешает низкая, по сравнению с жилыми комплексами, рентабельность. Нередки случаи, когда застройщики перепрофилировали корпуса, изначально предназначенные для апартаментов, в жилые — с квартирами. Дело в том, что жилье реализуется гораздо активнее. Не надо быть пророком, чтобы понять, что если перед покупателями стоит выбор между апартаментами и квартирами одного ценового уровня и на равноценных территориях, большинство предпочитает квартиры. Ведь это знакомый и понятный формат, которому не грозят никакие реформы.

Интересно, а есть ли перспективы у МФК? По мнению специалистов рынка, существует два условия, при которых строительство апартаментов имеет перспективы рентабельности: уникальная привлекательность локации и невозможность возведения традиционных жилых площадей на данной территории.

“В определенных локациях повысить привлекательность апартаментов можно с помощью вывода торгово-офисных помещений в другое здание: для многих потенциальных собственников некомфортно соседство с многолюдным торговым центром и офисами, а все необходимое нетрудно получить в доме по соседству. Безусловно, среди столичных МФК есть очень интересные и рентабельные проекты. Однако в целом, по моему мнению, формат МФК в первую очередь должен быть востребован в регионах, в Москве его конкурентоспособность нельзя назвать высокой”, — резюмирует Дмитрий Таганов.

Источник: realty.vesti.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…

O1 Standard определила ключевые достижения компании за 2023 год

В 2023 году O1 Standard продолжила укреплять позицию лидера рынка Москвы, предлагая высококачественные услуги по управлению и эксплуатации коммерческой недвижимости. Компания успешно реализовала ряд инноваций по эксплуатации и техническому обслуживанию, внедрила новые решения по коммерческому управлению и консалтингу объектов, а также организации обслуживания арендуемых площадей.

Nikoliers: В 2023 году объем ввода торговой недвижимости в регионах России вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году в России было введено порядка 252,3 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости. Из них 158,9 тыс. кв. м – объем нового предложения в регионах страны. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем ввода может вырасти еще на 62,6%.