Дмитрий Свешников, управляющий директор компании O1 Standard: «Управление офисами по принципу одного окна — самый правильный вектор»

Интервью с Дмитрием Свешниковым — управляющим директором компании O1 Standard, которая управляет более чем 1 млн кв. м офисной недвижимости в Москве.

Гибкие пространства, автоматизация, реконцепция, безопасность, удаленка — все это стало синонимами современных офисов. Изменение подходов к организации офисных пространств трансформировало и стандарты управления бизнес-центрами. Произошло усиление роли управляющих компаний, которые должны оперативно реагировать на запросы арендаторов. Например, организовать курьерскую доставку, взять под контроль ремонт в офисе, сертифицировать здание по зеленым стандартам или внедрить цифровые решения — это лишь малый список запросов, которыми сегодня занимаются УК.

О принципе одного окна, роботизации офисов и их зеленом будущем в интервью «РБК-Недвижимости» рассказал управляющий директор O1 Standard Дмитрий Свешников.

— Пандемия изменила жизнь общества и бизнеса, в том числе сферу офисов. Дмитрий, могли бы вы назвать три принципиальных отличия управления офисами до пандемии и после нее?

— Если говорить о главных отличиях профессионального управления офисами до и после пандемии, я бы выделил три ключевых направления. Во-первых, произошло расширение коммуникации между арендаторами и управляющей компанией. Сам процесс коммуникации стал более прозрачным и оперативным — сегодня реагировать на запрос нужно в режиме реального времени.

Второй тренд — усиление роли управляющей компании и, как следствие, расширение спектра предоставляемых услуг. Арендаторы, минимизируя общение со сторонними подрядчиками, по любым вопросам сейчас обращаются напрямую в управляющую компанию. Появляются новые запросы со стороны арендаторов, вслед за этим — новое предложение.

Третье очевидное отличие в управлении офисами — диджитализация. По экспертным оценкам, спрос на цифровые технологии и сервисы в пандемию вырос десять раз. Мы как компания сферы услуг не могли остаться в стороне от этого процесса. Наверное, это основные три таких кита — три направления, по которым мы сейчас активно работаем.

Особняком на этом фоне стоит кадровая проблема — сложно найти грамотных техников, инженеров, подготовленных для работы на офисных объектах высокого класса. Мы сами занимаемся подготовкой кадров — сотрудничаем с учебными заведениями и приглашаем к себе на работу выпускников.

— Вы сказали, что появились запросы на допуслуги со стороны арендаторов. Что это за запросы?

— Большое количество вопросов связано с расширением инфраструктуры и сервисной составляющей на территории бизнес-центров — постаматы, сервисы бесконтактной доставки еды, пункты приема химчисток, ремонта обуви, обслуживание автомобиля — пользователи здания хотят получать максимальный спектр услуг, не выходя за пределы здания. Часть арендаторов на фоне пандемии занялись реконцепцией пространств — выделением гибких рабочих мест, мест для командной работы и другими оптимизациями. Но с переходом на удаленку перед административным директором встал вопрос: как теперь контролировать многочисленных подрядчиков, которые обслуживали его офис, как следить за строительно-монтажными работами? Все эти запросы тоже стали перенаправляться в управляющую компанию.

При этом традиционные для управляющей компании услуги остались — это техобслуживание здания, ремонтные работы и так далее. Запрос на них по-прежнему высокий. По сути, сейчас мы работаем по принципу одного окна.

— Могли бы вы пояснить, что значит работа по принципу одного окна? Как она выстраивается?

— Управление офисами по принципу одного окна позволяет арендаторам получать весь спектр услуг по управлению и эксплуатации офисов: от клининга до контроля строительных работ и экологической сертификации в одной компании через одного менеджера. Арендаторам не нужно искать многочисленных подрядчиков и потом согласовывать с управляющей компанией графики и регламенты проведения работ.

Второй аспект такой работы — внедрение единого программного обеспечения (ПО), которое упрощало бы процесс координации работы УК по выполнению разноформатных заявок от арендаторов. Удивительно, что при всем многообразии решений, автоматизирующих многие процессы в бизнесе, управление зданиями по-прежнему оставалось архаичной сферой, где все решают телефон и Exel. В пандемию мы усилили работу по внедрению решений для автоматизации работы управляющей компании и начали как раз с заявочной системы. Это позволило нам эффективно работать даже в режиме частичной удаленки.

— Говоря о ключевых изменения в управлении офисами, вы назвали диджитализацию. Пандемия действительно поменяла наполнение офисов с точки зрения автоматизации и роботизации. Как этот процесс происходит в ваших проектах?

— Пандемия дала скачок развитию цифровых решений. Еще до пандемии собственники стремились внедрять proptech-решения, но в основном в новых зданиях и преимущественно премиум-класса — там, где есть очевидные пути для возврата этих инвестиций. Сегодня такие технологии становятся нормой для всех: их круг не ограничивается очевидными бесконтактными считывателями на вход, датчиками движения, станциями замера температуры.

Сейчас мы изучаем более сложные решения. Например, технологию, которая позволяет автоматически отрыть дверь в здание, пропустить человека через турникет и подать ему лифт, который уже запрограммирован на подъем на нужный этаж. Еще один пример — это установка систем контроля доступа, которая открывает турникет не просто по пропуску, а еще измеряя температуру тела. Если у человека повышенная температура, то доступ в бизнес-центр ему будет ограничен.

— Вы управляете почти 20 бизнес-центрами, больше половины из них имеют зеленые сертификаты (BREEAM и другие). Видите ли вы запрос со стороны своих арендодателей на такие экологические инициативы?

— Тренд на зеленые здания, который уже давно сформировался на Западе, активно развивается и в России. Например, все новые бизнес-центры в Москве уже вводятся с зелеными сертификатами. В этом году мы приняли решение о расширении списка услуг компании и пригласили в команду специалиста, который может проводить проекты по сертификации зданий по стандартам экологической эффективности BREEAM, LEED, Well, FitWell. Мы предлагаем эти услуги как собственникам зданий, так и административным директорам офисов арендаторов. Число таких запросов растет.

Очень часто с реконцепцией офиса к нам приходит запрос на экологическую сертификацию. Во-первых, выросло новое поколение сотрудников, интересующихся вопросами экологии. Для них важно, чтобы офис отвечал стандартам экологической эффективности. Например, были реализованы раздельный сбор и сортировка отходов, политика и практика ответственных закупок, технологии ресурсосбережения. Во-вторых, пришло понимание связи между экологическими технологиями и комфортом пространства. Внедрение зеленых технологий позволяет создавать более безопасную и здоровую среду для людей за счет большего доступа естественного света, высокого качества воздуха, влажности, озеленения и т. д.

— Но у нас много уже существующих зданий, которые не имеют зеленых сертификатов. Можно ли их улучшить с точки зрения экологичности?

— Уже построенные здания можно и нужно улучшать и сертифицировать. По ним возможно получить сертификат на этапе эксплуатации, например — BREEAM In-Use. В ходе аудита оценщик даст конкретные рекомендации, какие характеристики здания можно улучшить. Как правило, это освещение, система подачи воды, датчики движения, раздельный сбор мусора и так далее. Ведущую роль занимает озеленение внутри здания и на прилегающей территории.

У нас в портфеле есть позитивные примеры сертификации здания не просто на этапе эксплуатации, а даже объектов редевелопмента. Например, бизнес-центры «Фабрика Станиславского» и «ЛеФОРТ», часть зданий которых построены на рубеже XIX—XX веков, и «Кругозор» постройки советского периода.

— Если говорить о будущем офисов, на ваш взгляд, сохранится ли в них потребность, какая была до пандемии? И что станет критерием успешного бизнес-центра? Будут ли это по-прежнему локация и цена?

— Я остаюсь убежденным сторонником того, что потребность в офисах сохранится на высоком уровне. Да, изменятся форматы, будет расти доля flex-офисов. Сейчас потребность в них не удовлетворена, мы видим это и по своим арендаторам. При этом запросы на классические офисы сохранятся.

Что касается критериев успешного офиса, то к цене и локации еще добавится технологичность бизнес-центра и его экологичность. Они дадут конкурентное преимущество собственнику и возможность наполнить бизнес-центр качественными услугами и сервисами, которые УК будет предоставлять арендатору.

Источник и фото: realty.rbc.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…