В Москве предложение офисов в среднем превышает спрос в 5 раз, а у МКАД – до 18 раз

Брокеры советуют девелоперам не строить новые бизнес-центры, а обустраивать готовые. Москва установила антирекорд по вводу офисных площадей. «За последние 10 лет новое строительство [бизнес-центров] находится на минимальном уровне», – заявил на конференции «Время принимать решения» Павел Барбашев, коммерческий директор O1 Properties. В 2016 г., в частности, было сдано чуть более 0,3 млн кв. м, в текущем ожидается примерно 0,5 млн кв. м, если планы девелоперов не будут пересмотрены, подсчитывают аналитики большой пятерки консультационных компаний.

Квартал без офисов.

В I квартале 2017 г. на рынок не вышел ни один новый качественный объект, отмечает Елизавета Голышева, руководитель отдела по работе с владельцами офисных площадей JLL. Новый минимум обусловлен переносом срока ввода многих зданий, строительство которых находится в высокой степени готовности, успокаивают аналитики CBRE. По их данным, в начале 2017 г. предложение слегка увеличилось (на 21 000 кв. м) за счет ввода в эксплуатацию БЦ «Дубровка плаза» и еще одного реконструированного строения в БЦ «Большевик». В JLL ожидают ввода крупных офисных проектов во II–III кварталах.

Рынок идет к балансу спроса и предложения, прогнозирует Денис Соколов, партнер, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield. Если до 2015 г. (включительно) объем нового строительства превышал поглощение офисных площадей, то начиная с 2016 г. положение изменилось: теперь снимают (покупают) больше, чем строят. Эта тенденция, по прогнозу Соколова, сохранится и в ближайшие годы.

Сейчас в среднем по Москве предложение офисов в 5 раз превышает спрос, в бизнес-центрах у МКАД этот разрыв составляет 18 раз, отметили на конференции «Офис лицом к человеку» аналитики Knight Frank. По их подсчетам, на рынке вакантно 2,7 млн кв. м. В классе А свободными остаются в среднем 19% площадей, в классе В – около 15%.

В 2016 г. было куплено и арендовано примерно по 280 000 кв. м, наиболее активными покупателями-арендаторами стали компании с государственным участием либо госструктуры – они взяли почти половину площадей. Подавляющее большинство сделок (70%) прошли с офисами в центре Москвы – в пределах Садового и Третьего транспортного кольца.

Не строить, а обустраивать.

Практически все девелоперы отказались от строительства офисов, а банки перестали давать на них проектное финансирование, сетовал на конференции «Время принимать решения» Борис Левянт, руководитель ABD Architects. В его бюро в работе сейчас всего два проекта небольших офисных центров. Зато стало больше заказчиков на обустройство: ремонт или fit-out. «Офисным фейслифтингом сейчас занимаются все: и известные архитекторы, и полулюбители – выбор исполнителя зависит от бюджета клиента», – рассказывает Константин Соколов, глава московского офиса Semren & Mansson Russia. «Большинство наших заказчиков – промышленные компании, связанные с добычей полезных ископаемых, крупные производители материалов и оборудования, связисты, страховщики», – говорит Илья Байбус, гендиректор RD Construction.

По-прежнему значительное число сделок – переезды, арендаторы мигрируют по Москве в поисках лучших условий и местоположения, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Катализатором переезда в новые БЦ чаще всего является то, что их собственники предлагают лучшие условия и любые помещения, обеспеченные практически неограниченным числом энергомощностей, объясняет Сергей Кудрявцев, управляющий партнер Pridex. Если в старых зданиях арендаторам приходилось «конкурировать за киловатты», тепло или холод, то в новых они об этих проблемах успешно забывают. Устройство удобных переговорных, общественных зон в open-space, компенсирующих сотрудникам недостаток личного пространства на рабочем месте, создание рекреационных площадок со столами для пинг-понга и т. п., мест для неформального общения, кофе-пойнты – нынешний офис побуждает людей проводить на работе еще больше времени. «Теперь офис – это не просто этаж. Это вся жизнь человека», – рисует реализовавшуюся перспективу для клерков Алсу Зианшина, руководитель департамента маркетинга офисной недвижимости EMEA Cushman & Wakefield, London.

«Современный офис – гибкая среда, быстро реагирующая не только на изменение экономического фона, но и на веяния моды и урбанистические тенденции», – отмечает Кудрявцев. Мировые исследования свидетельствуют: 90% сотрудников признают, что их отношение к работе зависит от качества офиса, – таковы данные опроса International Well Building Institute. Это учреждение создало первую классификацию бизнес-центров, параметры которой в первую очередь учитывают благополучие и здоровое существование людей в офисном здании. Правда, пока по этой методике сертифицировано лишь 350 зданий в мире.

Источник: Ведомости

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста.