«В нашей практике не было случаев, когда потенциальный покупатель или арендатор предъявлял специфические требования»

«В нашей практике не было случаев, когда потенциальный покупатель или арендатор предъявлял специфические требования»

Коммерческие помещения в жилых комплексах привлекают к себе все больше внимания частных инвесторов, готовых вложиться в арендный бизнес. В свою очередь, у операторов, которые планируют открыть магазин или заведение общепита в новом квартале, существуют определенные требования к площадям. О том, что приходится учитывать при проектировании и строительстве новых объектов и какие помещения пользуются особенной популярностью у покупателей и арендаторов, рассказывает Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс».

Какие требования сейчас выдвигаются к коммерческим помещениям в жилых комплексах (объемы, планировки, площадь витрин и пр.)?

Рассматривая покупку коммерческих площадей, потенциальные покупатели в первую очередь обращают внимание на локацию объекта недвижимости. Желательно, чтобы жилой комплекс находился рядом со станцией метро, если речь идёт о Москве, в оживленных районах с хорошей проходимостью. При этом доступ на территорию жилого комплекса не должен быть ограничен.

Немаловажными являются и характеристики самих объектов. Предпочтение отдается помещениям со свободной планировкой и высокими потолками. Для торговых объектов преимуществом будет являться наличие витрин. В случае с кафе и ресторанами обязательным требованием является наличие вытяжки. Ликвидности объекту недвижимости добавляют отдельный вход и возможность подъезда на машине, а также наличие парковочных мест поблизости.

Сложно дать совет по поводу площади объекта недвижимости, так как в данном вопросе все зависит от бюджета. Практика показывает, что наиболее востребованными являются объекты площадью 50-80 кв. м, однако некоторые инвесторы интересуются и покупкой больших помещений – от 400 кв. м, которые впоследствии можно будет сдать в аренду якорным арендаторам, большим торговым сетям.

Насколько такие объекты доступны для экспериментов по формату площадей? Будет ли востребовано нестандартное предложение?

Проектируя коммерческие площади на первых этажах жилых домов, застройщики ориентируются на массовый спрос. В нашей практике не было случаев, когда потенциальный покупатель или арендатор предъявлял специфические требования. Теоретически застройщик может на этапе проектирования предусмотреть нестандартные решения по конфигурации или внешнему виду коммерческих помещений – например, поэкспериментировать с входной группой. Но гарантии, что такие площади будут востребованы, у нас нет, поэтому, как правило, застройщики исходят из общепринятых требований.

Какие коммерческие помещения сейчас наиболее востребованы у покупателей? Всегда ли была именно такая ситуация или она изменилась в последнее время?

До недавнего времени ключевая ставка ЦБ демонстрировала устойчивый тренд на снижение, что не могло не сказаться на доходности банковских депозитов. Нестабильная экономическая ситуация в стране, санация банков и привлекательные цены в сегменте новостроек побудили частных инвесторов вернуться на рынок недвижимости.

По сравнению с банковскими вкладами такие инвестиции более выгодны, доходность может составить от 7 до 15% годовых, поэтому сегодня мы наблюдаем на рынке очень много непрофессиональных игроков с ограниченным бюджетом. Как правило, это люди, располагающие суммами до 10 млн руб. Соответственно, они могут рассчитывать на коммерческие помещения, площадь которых не превышает 80 кв. м.

Недавно мы открыли продажи коммерческих помещений в третьей очереди нашего ЖК «Кварталы 21/19», и по опыту реализации могу сказать, что наибольшим спросом пользовались именно такие объекты – площадью 50-80 кв. м. Касательно остальных характеристик предпочтения покупателей не меняются: частные инвесторы выбирают объекты со свободной планировкой, высокими потолками, большими витринами.

Непрофессиональные игроки, как правило, делают ставку на стабильный доход от арендного бизнеса. Немного людей приобретают такую недвижимость, чтобы открыть собственное дело или организовать офис.

Насколько активно реализуются помещения в стадии строительства? Что более востребовано – строящиеся или готовые площади?

Принимая во внимание разницу в цене квадратного метра на этапе котлована и в уже готовом доме, ответ на вопрос очевиден. За несколько дней после старта продаж нового объема коммерческих площадей в нашем жилом комплексе мы продали 95% из того, что планировали реализовать. Думаю, такая ситуация характерна не только для нашей локации. В отличие от развитых европейских городов, в Москве вообще очень низкая обеспеченность коммерческими площадями на душу населения, поэтому к моменту завершения проектов нераспроданными остаются не более 10% площадей. Ну и, конечно, самые удачные помещения застройщик придерживает до ввода в эксплуатацию, чтобы больше заработать, продав дороже.

Как формируется территория ЖК в связи с необходимостью отдать часть помещений под стрит-ритейл? Часто ли делаются прогулочные зоны, бульвары и другие места для формирования трафика?

Наличие на территории прогулочных зон, бульваров и т.д. не продиктовано необходимостью обеспечить хорошую проходимость объектам коммерческой недвижимости. Это две параллельные истории. Так, разрабатывая концепцию нашего жилого комплекса, мы руководствовались тем, что должны создать комфортную среду проживания. Поэтому мы предусмотрели и бульвар, и прогулочные зоны, и, конечно, необходимые для нормальной жизни объекты инфраструктуры.

Нам повезло с локацией, и мы рассчитываем, что наш жилой комплекс должен стать точкой притяжения в Рязанском районе. Дело в том, что на территории наших кварталов в скором времени откроется новая станция метро «Стахановская», и мы взяли на себя ответственность обеспечить удобный доступ к метро не только нашим новоселам, но и всем жителям Рязанского района. Для этого мы строим пешеходный бульвар протяженностью почти километр. Безусловно наличие этой рекреационной зоны увеличивает ликвидность объектов коммерческой недвижимости в нашем комплексе.

Какие условия необходимо выдерживать для того, чтобы помещения были востребованы операторами, которые нацелены не только на жителей ЖК, но и на соседние кварталы?

У нас есть определенная политика по привлечению арендаторов, и, конечно, мы приветствуем появление якорных арендаторов, крупных торговых сетей. Соответственно, под их нужды мы проектируем коммерческие площади. Помимо помещений на первых этажах, строим отдельно стоящие здания площадью 400-500 кв. м.

Предполагается, что в каждом нашем квартале должен работать большой продовольственный магазин. Например, сейчас у нас открылся юбилейный 13-тысячный магазин «Пятерочка». И это при том, что у нас сейчас введено в эксплуатацию только 6 жилых домов, в трех из которых еще идут ремонты. Уверен, что в этот магазин будут приходить жители и из ближайших районов.

Какие помещения наиболее выгодны для размещения заведений общепита?

Как правило, застройщик заранее проектирует помещения под общепит. Для таких арендаторов требуются соответствующие площади. Если речь идет о ресторане или кафе, необходимо предусмотреть вытяжку. Но есть и такие варианты, где требования к вытяжной вентиляции менее жесткие – это мини-кофейни, кулинарии и т.д.

Заметно, как меняется структура потребления: все чаще люди предпочитают завтракать, обедать и ужинать вне дома. Поэтому в жилых комплексах открывается все больше заведений общепита. При условии качественных продуктов питания и надлежащего сервиса, я полагаю, у таких предприятий есть шанс не только проработать несколько лет, но и стать любимым местом времяпрепровождения на территории комплекса.

Насколько активно непродуктовые ритейлеры (одежда, обувь, аксессуары, пр.) заходят в ЖК? Насколько им интересны такие площади?

Если речь идёт о районах, находящихся на удалении от центра города, бутики, магазины одежды, аксессуаров не пользуются популярностью среди жителей. Подчеркну, мы не берем в расчет район Патриарших прудов и т.д. Исторически сложилось так, что люди предпочитают «одеваться» в крупных торговых комплексах. Рядом с нашими кварталами находится ТРЦ «Город», поэтому мы не делаем ставку на арендаторов, предлагающих такие товары.

Источник: comestate.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Девелопер Upside Development получил разрешение на строительство бизнес-центра в Кунцево

Девелопер Upside Development получил разрешение на строительство офисно-делового центра класса «А», расположенного на улице Молдавская, в двух минутах от нового транспортно-пересадочного узла «Кунцевская». Общая площадь бизнес-центра составит 36 тыс. кв. м. В рамках строительства будет создано 3500 новых рабочих мест. 

«Метриум»: Самые продаваемые апарт-комплексы Москвы по итогам 2023 года

На долю 15 самых продаваемых апарт-комплексов Москвы приходится 74,2% от общего объема сделок в этом сегменте по 2023 года, подсчитали аналитики «Метриум». Относительно 2022 года количество сделок по ДДУ с апартаментами в столице выросло на 25,9%, объем реализованной площади – на 13,6%.

Компания PIONEER завершила строительство двух кварталов LIFE Варшавская

Девелопер PIONEER успешно прошел комплексную проверку Мосгосстройнадзора и получил Разрешение на ввод в эксплуатацию (РнВ) кварталов 4 и 5 проекта LIFE Варшавская. Здания общей площадью 105 тыс. кв. м построены в районе Москворечье-Сабурово рядом со станцией метро «Варшавская» по адресу: 1-й Котляковский пер., д.4, корп. 3, 4.

IBC Real Estate: Регионы установили складской рекорд

По данным аналитиков IBC Real Estate, по итогам 2023 года совокупный объем купленных и арендованных складских площадей по всей России составил 6,1 млн кв. м, что является максимальным значением за всю историю складского рынка и в 2,5 раза превышает показатель прошлого года. Предыдущее пиковое значение было установлено в 2021 году, когда спрос достиг 4 млн кв. м, что в 1,5 раза меньше нового рекорда.

«ВКонтакте» с историей: Pridex завершил реновацию штаб-квартиры крупнейшей социальной сети в России

Первый и главный офис социальной сети «ВКонтакте» начал работу в самом центре Санкт-Петербурга после масштабного обновления. Реновация штаб-квартиры компании в историческом Доме Зингера на Невском проспекте проведена командой Pridex всего за четыре месяца.

MR Group и РГХПУ им. С.Г. Строганова подписали стратегическое партнерство

Продолжая развивать связи с миром искусства, компания MR Group 13 февраля подписала соглашение о долгосрочном партнерстве с Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С.Г. Строганова (РГХПУ, «Строгановка»). Документ предполагает сотрудничество по целому ряду направлений, включая разработку арт-объектов для проектов девелопера и организацию образовательной и просветительской деятельности на территории жилых комплексов.

Apollax Space расширяет сотрудничество с LEPTA CAPITAL

Apollax Space арендовала у LEPTA CAPITAL 2 653 кв. м в многофункциональном комплексе Technopark Plaza в Даниловском районе. Внутри разместятся 8 готовых гибких офисов на 418 рабочих мест в формате turnkey с ремонтом и отделкой. Стороны заключили договор на взаимовыгодных условиях на 8 лет.

«Врубеля 4» стал самым камерным премиальным жилым проектом в Москве

Девелоперы в 2023 году ввели в эксплуатацию в Москве 10 премиальных домов общей площадью 711 тыс. кв. м. Единственным домом такого класса на Соколе, построенным в прошлом году, стал «Врубеля 4». Одновременно он — самый камерный премиальный жилой проект, введённый в эксплуатацию в городе, —…

O1 Standard успешно прошла инспекционную проверку системы экологического менеджмента

В O1 Standard прошла первая инспекционная проверка системы экологического менеджмента (СЭМ) на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001. Оценке подлежали актуальность документации и приверженность СЭМ, заинтересованность высшего руководства в функционировании системы, нацеленность на ее постоянное улучшение, а также функционирование в бизнес-центрах «ЛеФОРТ» и «Белая площадь».

IPG.Estate: Объём поглощения офисной недвижимости Петербурга побил рекорд в 2023

Аналитики IPG.Estate подготовили обзор рынка офисной недвижимости Санкт-Петербурга по итогам 2023 года. Суммарный объём поглощения офисных площадей составил более 220 тыс. кв.м. С учётом активного спроса и малого объёма запланированного ввода, в 2024 можно ожидать повышения ставок аренды в пределах 10%.