Все на складе: как рынок коммерческой недвижимости переболел коронавирусом
Менее всего в пандемию пострадали life-style торговые центры и районные ТЦ, остальным придется меняться, считает директор практики по сопровождению сделок в сфере недвижимости PWC Саян Цыренов: по прогнозам, на уровень выручки 2019 года торговые центры в России выйдут только в 2022-м.
Прошедший 2020 год начинался очень многообещающе для российского рынка коммерческой недвижимости: ставки аренды и цены продаж постепенно росли почти во всех сегментах, большинство аналитиков давали радужные прогнозы для девелоперов и инвесторов. Однако пандемия коронавируса COVID-19, как и следует классическому «черному лебедю», внезапно смешала всем карты и фактически поменяла правила игры. Большинству, кто не был готов оперативно приспосабливаться к новым правилам, пришлось частично пожертвовать прибыльностью своего бизнеса, а для некоторых компаний, кто и так был не в форме, COVID-19 стал опасным для жизни.
При этом надо помнить, что проблемы ретейлеров — это и проблемы собственников торговых центров. Смена предпочтений в потреблении и растущая вакансия в торговых центрах толкают их к изменениям. Все больше говорят о торговых центрах как о центрах времяпровождения и о шопинге как стиле жизни, а для всего жизненно необходимого есть онлайн-ретейл либо магазин у дома. Именно поэтому менее всего в пандемию пострадали life-style торговые центры и районные ТЦ, остальным придется меняться, так как, по прогнозам некоторых игроков, на уровень выручки 2019 года торговые центры в России выйдут лишь только в 2022 году.
Несколько особняком стоит рынок офисной недвижимости, где в 2018 и 2019 годах стала очевидна тенденция постепенного вымывания вакантных площадей растущим спросом вкупе с очень низкими объемами нового строительства. Данная ситуация привела к тому, что в 2020 год московский офисный рынок вошел с рекордно низкой вакансией и растущими ставками. Однако после начала пандемии активность арендаторов значительно снизилась, и стало очевидно, что рынок офисной недвижимости фактически остановился. И если рынок класса А в целом не демонстрирует значительного роста вакансии, то в классе B уже очевиден рост вакантных площадей, особенно заметный в абсолютных значениях.
Проблемы бизнеса, связанные с пандемией, в первую очередь сказываются на более слабых арендаторах, которые традиционно находятся в менее качественных помещениях и связаны менее качественными договорами аренды. Это подтверждает сейчас рынок, где сильнее всего страдают собственники объектов класса B и С. В более качественных бизнес-центрах класса А и B+ долгосрочные контракты не дадут возможности сразу увидеть изменения в индустрии, но постепенно становится очевидно, что офисное пространство также будет меняться для арендаторов на пространство для коллаборации и общения, а не только для размещения рабочих мест. Этот тренд также будет ускорен и усилен пандемией, но его результаты в полной мере мы увидим через два-три года.
Фактически единственным бенефициаром пандемии среди всех сегментов коммерческой недвижимости стала складская недвижимость. Бурное развитие онлайн-ретейла привело к значительному росту спроса на складские площади на рынке, где и так не было высокой вакансии. Рынок складов продолжает демонстрировать большие объемы транзакций, и это стимулирует рост ставок аренды и цен продаж. В результате складская «тихая гавань» стала привлекать большинство инвесторов, заинтересованных в недвижимости, что уже вылилось в конкуренцию за качественные активы, рост цен и, соответственно, снижение предлагаемой доходности.
За этот странный год изменилось многое, и, конечно, изменились предпочтения инвесторов. После нескольких месяцев спада активности и погружения в операционные процессы инвесторы начинают возвращаться к сделкам. По объемам транзакций в 2020 году в России складской сегмент постепенно вырывается вперед. Инвесторы продолжают верить в качественные офисы в развитых деловых субрынках, а также в доказавшие свою устойчивость ретейл-активы, то есть в первую очередь в районные торговые центры.
При этом интересно, что недавнее совместное исследование PwC и Urban Land Institute «Новые тенденции на рынке недвижимости 2021» показало, что в Европе так называемый Digital Switch, или повсеместный переход на цифру, привел к росту популярности таких новых сегментов недвижимости, как дата-центры, коммуникационные вышки и объекты новой энергетики, а фокус на здоровье обратил внимание на недвижимость, связанную с медициной и фармацевтикой. Эти новые нишевые рынки пока не популярны в России, но, возможно, инвесторам стоит обратить на них внимание.
Источник и фото: forbes.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
PIONEER в 2023 году увеличил продажи до 44 млрд рублей
PIONEER реализовал более 135 тыс. кв.м коммерческих и жилых площадей. Продажи девелопера составили 44 млрд рублей: по итогам 2023 года данный показатель компании вышел на докризисный уровень.
Серия донорских акций от O1 Properties
O1 Properties, крупнейший собственник офисной недвижимости класса А в Москве, объявляет о запуске важной благотворительной инициативы – серии донорских акций, которые будут проходить в течение 2024 года. В рамках данного проекта запланировано 6 мероприятий, первое из которых состоится
6 февраля 2024 года с 10:00 до 12:30 в бизнес-центре «Вивальди Плаза».
Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе
Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.
Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»
Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».
Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО
Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
IBC Real Estate: Торговые центры столицы освобождаются от вакансии
За второе полугодие 2023 года 41% ТЦ с вакансией более 20% смогли заместить ушедших арендаторов и снизить долю пустующих площадей.
SOK подвел итоги года: выручка составила 1,7 млрд рублей
Прибыль сети смарт-офисов SOK в 2023 году составила 1,7 млрд рублей. В 2024 году компания планирует повысить этот показатель.
Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%
В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…
MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34
В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.
В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер
В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.